Сюжеты

«ПОДЬЯЧИИ СУКИН ВСЕ СМУТНОЕ ВРЕМЯ ПРОСИДЕЛ В КРАКОВЕ…»

Этот материал вышел в № 43 от 22 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Литературные журналы в мае о русской интеллигенции Только два журнала в мае вспомнили о Дне Победы и о войне. В «Конференц-зале» «Знамени» прозаики и поэты разных поколений вели разговор о том, почему «нет сейчас писателя моложе 60 лет,...


Литературные журналы в мае о русской интеллигенции
       
       Только два журнала в мае вспомнили о Дне Победы и о войне. В «Конференц-зале» «Знамени» прозаики и поэты разных поколений вели разговор о том, почему «нет сейчас писателя моложе 60 лет, который писал бы о той войне. Неужели огромный трагический мир войны стал совсем неинтересен русской литературе?» «Октябрь» предоставил свои страницы Олегу Павлову, который с обычной для него невнятностью мысли, но зато с истерическим пафосом прокричал о том, что «Наша война — это наша судьба. Мы не просто люди — мы народ. Почему русским вообще необходимо высшее моральное оправдание войны?» А другим народам, получается, этого не надо, они воюют и приговаривают: «А вот какие мы аморальные злодеи!»
       
       Главной темой оказалась такая: интеллигенция сегодня и всегда. С уточнением-заострением: пишущий человек всегда и сегодня. Даже Кузьма Минин в прелестном рассказе Вячеслава Пьецуха «Смерть героя» возопил: «За что боролись господа либеральные писатели? А за то, чтобы тиражи «толстых» журналов упали с миллионных практически до нуля, чтобы народ вообще перестал читать!
       Подъячий Сукин все Смутное время просидел в Кракове, при низложенном царе Василии Шуйском, и кто за что боролся, сказать не мог» («Дружба народов»).
       «У русских интеллигентов всегда были только две темы для разговора: судьбы России и интеллигенция и народ. Обе темы переплетены. Обе порядком обветшали», — заметил Борис Хазанов и увлеченно занялся обветшавшими темами, придя «к осознанию глухого одиночества в собственной стране, традиционного удела русской интеллигенции». (Джон Глэд — Борис Хазанов. Из бесед. — «Волга», № 4.)
       Алена Злобина в «Новом мире» размышляет на ту же свежую тему в статье «Кто я? К вопросу о социальной самоидентификации бывшего интеллигента». Оригинально только то, что в романе Анатолия Королева «Человек-язык» автор умудрился усмотреть издевательство над идеалами русской интеллигенции.
       Статья Владимира Мау «Интеллигенция, история и революция: Очерки из жизни современной России» («Новый мир»), напротив, блестяще прослеживает те печальные последствия, к которым приводит убеждение-внушение, что русскому народу присущи такие «исконные черты», как коллективизм, общинность и государственность.
       В страстной и спорной статье «Великий инквизитор на марше, или Культура как власть» («Октябрь») Лариса Березовчук постоянно отрывается от анализа релятивистского сознания и культуры постмодернизма, чтобы предупредить гуманитариев: «Складывается режим тоталитарного типа!» Виноваты в этом, впрочем, по мнению публицистки, телевидение, Интернет и Деррида...
       Борис Василевский в статье «Русский Робинзон, или Шло бы оно все...» («Дружба народов») задумывается об интеллигенции и народе, перечитывая бессмертный роман Даниэля Дефо: «У нас Робинзон был отвергнут, может быть, подсознательно, чутьем и, следовательно, безошибочно. Причина — в особенности вечной нашей и, видимо, предначертанной нам природы: нам всегда был чужд труд». В. Кардин в мемуарном отрывке «И коммунизм опять так близок, как в девятнадцатом году», перечитывая антологию «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», размышляет об иллюзиях народа и интеллигенции: «Иллюзии обычно насаждались сверху и подхватывались низами, чем-то отвечая внутренним потребностям. Отсюда их стойкость, живучесть и после того, как наверху сменили пластинку» («Знамя»).
       Почти вся проза мая посвящена проблемам «творческой» интеллигенции. «Про это» и повесть Олега Ермакова «Вариации» («Знамя»), и роман Сергея Носова «Член общества, или Голодное время» («Октябрь»). Жутковато-комический сюжет у Носова и житейский — у Ермакова не слишком, честно говоря, заинтересовывают, но оба произведения привлекают особой атмосферой осеннего Петербурга и осеннего Смоленска.
       В повести Марии Рыбаковой под более чем ответственным названием «Героиня нашего времени» сквозь фантастические ответвления сюжета четко просматривается главная линия: взаимоотношения интеллигенции и народа — любовь-вражда загадочной славистки Елены и не менее загадочного вора и хулигана Мишки. Эта любовь-вражда народа и интеллигенции и есть, по-видимому, героиня нашего времени.
       Беспощаднее всех к пишущей интеллигенции оказался Владимир Маканин. Символическая повесть «Удавшийся рассказ о любви» («Знамя») — это, так сказать, признание в ненависти, начатое сдержанно и законченное с предельной брезгливостью. Бывшая советская цензорша, ныне капиталистическая бандерша Лариса всю жизнь любила подававшего надежды писателя, а ныне телеведущего Тартасова: «Приодет, при галстуке. Ведет престижную беседу «Чай». (Писатель на ТВ). Солидно и культурно». Советские писатели и советская цензура, в сущности, обожали друг друга и друг друга стоили, но если цензорша все же способна со временем понять, «что была сволочью», то писатель Тартасов оказался не просто сволочью, а чем-то несравненно худшим: талдычит с экрана, что литература умерла, и пристает к «девочкам» своей бывшей возлюбленной с униженными просьбами, гм, «дать в долг». Пытался приспособиться, расчеловечился, но новым хозяевам жизни не нужен: «А то ведь замену найдут быстро. Возьмут Витю Ерофеева. И неглуп. И тоже готов повторять, что литература умирает. — Зачем это повторять? — Как зачем? Сферы влияния. Телевидению выгодно, чтоб люди не читали. Меньше читают — значит, больше смотрят. Створаживаем словесность». Очень зло, очень мастерски... Но когда все журналы не отрываются от одной темы, это вызывает у читателя законную досаду: да в самом деле, еще какие-нибудь проблемы на свете существуют?
       Все же существуют. Высокоинформативная статья Бориса Чистых «Укрощение строптивых» («Знамя») посвящена парадоксам «зеленого» движения. А в «Дружбе народов» начата публикация романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera