Сюжеты

ЭТО ВАМ НЕ БАСНИ КРЫЛОВА

Этот материал вышел в № 45 от 29 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Автор «Непутевых заметок» делает симпатичными любые банальности Было в 70-х у среднего класса такое развлечение — приехав домой с отдыха, показывать слайды, сопровождая рассказом. Видеокамер тогда не было, а термин «слайд-фильм» был. Одни...


Автор «Непутевых заметок» делает симпатичными любые банальности
       
       Было в 70-х у среднего класса такое развлечение — приехав домой с отдыха, показывать слайды, сопровождая рассказом. Видеокамер тогда не было, а термин «слайд-фильм» был. Одни снимали жену на фоне главных экскурсионных достопримечательностей, другие выискивали точки позанимательнее
       
       Что-то вроде такого сеанса «для своих» и затеял Дмитрий Крылов. Рейтинг его программы «Непутевые заметки» держится, не уменьшаясь и не увеличиваясь, уже несколько лет.
       Крылов — импрессионист, а не исследователь. Вояжер, а не пилигрим. И то, что его передачи поверхностны, — не порок, а качество жанра. Достоинства не в его необременительной эрудиции, а в теплоте, лиричности, задушевности, камерности. Тем он и привлекает, тем и отличается от других программ-экскурсий, программ-путешествий, что каждый зритель чувствует себя его другом. Он ненавязчиво аранжирует любую тему как бы под сурдинку: «Русские живут на Лазурном Берегу в самых дорогих отелях. Порадуемся за них». Много снимает разъезжающих в колясках инвалидов, которые естественно чувствуют себя и в городской, и в курортной среде. А невеселые сравнения и выводы оставляет на наше усмотрение.
       Владельцы турагентств охотно оплачивают создание передач. Ведь курортные радости везде примерно одинаковы. А Крылов умеет сделать симпатичными любые банальности и общие места, съедобными — многочисленные рассказы о курортах и отелях. Конечно, это спонсирование постепенно изменило дух передачи. Теперь все чаще она становится чем-то вроде рекламы с человеческим лицом Крылова. Такая реклама не слишком агрессивна, не прямолинейна. Она лучше приспособлена к отечественному восприятию. В ней осталась крыловская манера — мягкий юмор, задушевность, милота. И форма обращения к друзьям тоже осталась. Но все труднее ощущать этим другом себя. Как будто у нашего Димы теперь другая компания, та, за которую он и предлагал порадоваться.
       — Если бы был спонсор, не связанный с турбизнесом, характер передач был бы иной. Есть завораживающий магнетизм, когда смотришь на людей, занятых своим делом. Я и сейчас пытаюсь сохранить остроту восприятия, удивление, любопытство, не зажраться... — это довольно сложно. Одним владельцам туркомпании понравилось, как мы работаем, мы стали друзьями. И все равно: зачем ты на острове Бали показываешь каких-то крестьян, хижины? Не понимают, что это и есть экзотика. Многие русские туристы на Бали подходили и говорили, что приехали сюда благодаря моей передаче.
       Сама не пойму, что я, зритель, ощущаю в большей степени. С одной стороны, уважение к профи, способному облагородить любой сюжет, найти новые слова и повороты в бесконечных показах сладкой жизни. С другой — раздражение, причем по этому же поводу.
       Крылов по-прежнему деликатен и мягок, но иногда ощущаешь нехорошее чувство — зависть, вроде той, что в стихах Олега Григорьева: «Петров, работавший около,/ Чтобы меня огорчить,/ Купил фруктового сока/ И стал с наслаждением пить». ДК предвидит такую реакцию. Богатые, втолковывает он, — не обязательно воры, не обязательно глупы и злы. В отличие от нас им просто повезло или, может быть, они в чем-то талантливее. Для них «Непутевые» — проспект будущих путешествий. Так что передача для умных, добрых и богатых.
       Раньше казалось, что в этих отелях и круизах он не клиент, а наш человек, свидетель и рассказчик. Он именно тот, кому просто повезло, и, может быть, повезло как раз с талантом. Прежние программы были шире заявленного непутевого жанра. Просветительскими их не назовешь, но как-то раздвигали горизонты. Притворяясь пустяком, давали больше, чем обещали. Любопытство и доброжелательность во взгляде на мир — ценность немалая. А эти курортно-круизные выпуски, наоборот, обманывают ожидания. Называют себя непутевыми, но в них все путем: путеводитель для богатых, подробный и толковый. Стал Крылов в своей миссии самоотверженным вроде советского международного обозревателя Зорина, который тоже исключительно ради нас надрывался в капиталистических джунглях.
       И все же ругать милого ведущего мне не очень по сердцу — обидеть художника может каждый. Поэтому пусть последнее слово будет за ним:
       — Жаль, что критики считают «Непутевые заметки» рекламно-туристической пустышкой. Мне кажется, я не прав, что испытываю определенную неловкость, когда вынужден рассказывать о богатых курортах зрителям, которые в подавляющем большинстве не могут себе позволить такую поездку. Есть противоречие и во мне, и в самой передаче. Как быть? Для себя я пришел к мысли, что не моя в этом вина. В другой стране автор не стыдился бы, что рассказывает о возможностях отдыха. Я счастлив, что могу работать, видеть мир и рассказывать об этом другим.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera