Сюжеты

ТЕЛЕВИДЕНИЕ — СИСТЕМА ЗАКРЫТАЯ. ОТ ЗРИТЕЛЯ

Этот материал вышел в № 45 от 29 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Психологи проводят множество телевизионных исследований. Но телевизионщики их «не замечают» Смена власти, реформы государства, выдача лицензий на вещание — все эти вызовы зададут отечественному телевидению направление развития на ближайшие...


Психологи проводят множество телевизионных исследований. Но телевизионщики их «не замечают»
       
       Смена власти, реформы государства, выдача лицензий на вещание — все эти вызовы зададут отечественному телевидению направление развития на ближайшие лет пять. А вдруг там будет что-нибудь и для меня, зрителя? Призрачные надежды, ведь моим мнением никто не интересовался — ни теленачальники из МПТР, ни телеканалы. Когда все настолько хорошо, как им кажется, мои пожелания им, конечно, ни к чему. Интересно, а какое телевидение на самом деле хочет видеть российский зритель? Об этом я спросил Лидию Владимировну МАТВЕЕВУ — кандидата психологических наук, специалиста в области психологии телевидения
       
       — Лидия Владимировна, известны ли вам случаи, когда отечественные телекомпании заказывали не просто исследования своей популярности, а подробно интересовались отношением зрителей к своим программам?
       — Обратная связь каналам необходима, и выборочные исследования проводятся. Но надо иметь в виду, что на каналах существует много уровней фильтрующих и изменяющих программу. Интересы могут не совпадать: режиссеру важно, чтобы его поняли зрители, инвестору — сохранить концепцию канала и так далее. На самом деле зритель нужен всем, кто делает телевидение, но по-разному, для разных целей. Лучше бы он не был так сильно интересен, как сейчас, потому что, например, к психологу телевизионщики приходят с вопросом: «Как добиться, чтобы уже задуманная программа привлекла больше внимания, вызвала больше переживаний?» Никто не спрашивает, насколько концепция программы гуманна, психологически комфортна.
       — То есть телевидение интересуется отдельными частями зрителя: как покупателя, как избирателя и так далее?
       — К огромному сожалению, вы правы!
       — Я знаю, что вы сами проводили исследования телезрителей по всей России. Какое телевидение мы хотим видеть?
       — Основное ожидание, чтобы передача была не опасна и дружественна. Информационная безопасность — это отсутствие угрозы самобытности человека, его «я». Сегодня телевидение расширяет границы «опасно — не опасно»: убивать — не опасно, кровь — не опасно, плач ребенка — не опасно. Все эти биологически значимые стимулы опасности сегодня переводятся в разряд просто эстетических и тем самым представляются как не опасные. Создается впечатление, что это безобидно, они только на экране! Так размываются границы между виртуальным миром и реальным. Человек уже не понимает, где он живет. Американский психолог В. Кросс установил, что тотальное насилие на экране приводит к резкому повышению уровня базовой тревожности человека в реальной жизни; люди покупают больше замков, оружия и начинают бояться друг друга. Другое ожидание зрителей связано с яркостью, образностью телевизионной картинки. Телевидение часто замещает потребности человека в сильных переживаниях, смене обстановки. Но зрителям нужен оптимум — ясные, четкие, положительные сигналы.
       Возьмем программу НТВ «Герой дня». Светлана Сорокина — красивая умная женщина, профессионал. Когда она вела «Вести» в студии, была комфортная цветовая гамма, соответствующая ее имиджу: голубовато-бирюзовая, серая. Сейчас ее поместили в совершенно чуждое цветовое пространство. Едкие, коричнево-желтые тона, конструктивистский интерьер совершенно не гармонируют с ее характером, и в кресле она сидит, как закованная. По отношению к собеседнику и зрителю дизайн студии, с точки зрения психологии, сделан неграмотно. В этом пространстве ему нет места.
       Мы с коллегами провели много исследований самых разных программ, но телевизионщикам это неинтересно. Больше того, они даже отторгают эту информацию как мешающую им быстро и ловко делать то, что они делают. Эти факты призывают наших телевизионных «жрецов» сесть на скамью диалога со зрителем, но «пророкам», привыкшим вещать с заоблачных высот, это не нужно. Телевидение живет сейчас по законам закрытого клуба.
       — Какого ведущего хочет видеть отечественный зритель?
       — Во-первых, сильную личность, человека, уверенного в себе, способного организовать себя и других. Во-вторых, уважающего собеседника, открытого, умеющего раскрывать свой внутренний мир, делиться чувствами. Образец идеального для нашей аудитории стиля общения — Д.С. Лихачев в программе «Встречи в студии «Останкино». В-третьих, умеющего выражать свои эмоции в соответствии с культурными нормами. В-четвертых, профессионального и компетентного в той информации, которую он подает. В-пятых, ведущий должен быть ярким представителем своего пола. Желательно, чтобы внешность и поведение человека не нарушали традиционные половые роли.
       — Лидия Владимировна, вы очень много знаете о телевидении как исследователь, а представьте себя генеральным директором новой телекомпании. Что бы сделали для привлечения зрителей вы? Кого из сегодняшних телезвезд вы бы к себе пригласили?
       — Любой ведущий-профессионал может быть как хорош, так и плох, в зависимости от режиссера и концепции программы. Подавляющее большинство наших ведущих — хорошие, а вот концепции передач — плохие. Кого именно пригласила бы я? Светлану Сорокину, Жанну Агалакову, ведущих новостей ТВЦ, Владимира Познера, Евгения Киселева, Александра Любимова.
       — Многие наши развлекательные программы полностью скопированы с западных телеканалов. Неужели со временем отечественное телевидение будет окончательно подогнано под стандарты «глобальной деревни» (Маршалл Маклюэн)?
       — Не будет. Например, «Поле чудес» — программа для домохозяек — существует во многих странах, но у нас она абсолютно русская и превратилась в «От всей души-2». Хотим мы этого или нет, но западный сценарий ток-шоу с русской режиссурой становится нашим типом коммуникации — «общением по душам». Образцом развлекательных программ для меня является телевидение Южной Кореи. Наши продюсеры должны съездить в Сеул, чтобы посмотреть на это своими глазами. Представляете, там добрая энергетика идет даже от новостей! Включаешь телевизор и чувствуешь, что тебе рады, ты член хорошей дружной семьи.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera