Сюжеты

ЕВРОПЕЙСКАЯ НОЧЬ. С ФЕЙЕРВЕРКАМИ

Этот материал вышел в № 45 от 29 Июня 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Парижское кафе». Русская живопись и графика первой трети ХХ века. Московский центр искусств, ул. Неглинная, 12, до конца июня. На выставке «Парижское кафе» царят живопись и графика 1910 — 1920-х годов: Борис Григорьев, Штеренберг,...


       
       «Парижское кафе». Русская живопись и графика первой трети ХХ века. Московский центр искусств, ул. Неглинная, 12, до конца июня.
       
       На выставке «Парижское кафе» царят живопись и графика 1910 — 1920-х годов: Борис Григорьев, Штеренберг, Гончарова и Ларионов, Судейкин периода эмиграции, Юрий Анненков, Альтман, Александра Экстер, молодой Фальк, юный Дейнека. Представлены работы из малых музеев России, из собраний московских галерей, из частных коллекций. Поражают, кстати сказать, не имена, а листы. Общий уровень мастерства и художественной культуры
       
       Цвет. Композиция. Нервный и точный гротеск пера и угля. Будь то Григорьев эпохи расцвета или тбилисские футуристы братья Зданевичи, или Мария Васильева, основательница «Русской Академии» на Монпарнасе 1910-х, или скромнейшие петроградские барышни-чертежницы сестры Погоняловы — здесь хороши все. Такую планку задавало, такие точки отсчета создавало время.
       Название довольно условно: ну да, кафе... Но и натурщицы в мастерских, у железных печек. И балетное, кабаретное закулисье. И лодки-кораблики на реке. И карусели, и глухие сомнительные предместья, и рынки, и шляпы с перьями, черные чулки, острые каблуки... И особая отстраненность взгляда пришельцев: этот город в работах русских художников и мрачнее, и праздничнее, и наивнее, чем Париж Утрилло или Вламинка.
       Отдельной песни стоила бы история безумной, радостной и торопливой, точно перед гибелью, интенсификации «российско-французских» художественных связей на рубеже веков. От дерзкого исхода лучших студентов Репина и Куинджи в 1894 – 1896 гг. в художественные школы Мюнхена и Парижа, от статьи И. Грабаря 1897 г., где русской публике впервые объяснялось, кто такие Коро, Курбе, Мане (и Моне тоже), до «Русских сезонов», до Салона независимых 1914 г., в котором участвовали 78 русских художников (Малевич, Матюшин, Экстер, Пуни, Д. Бурлюк). Список бесконечен. Плоды и опыт выхода в открытый мир молча сияют в залах на Неглинной.
       А сопоставление светлой зелени, солнечных туманов молодого Фалька с трагической светомаскировкой его зрелой живописи или острой кабаретной графики Дейнеки 1921 г. с его же державными набережными и беспощадным верещагинским солнцем на полотнах 1930-х говорят о наступавшей эпохе «железного занавеса», о перековке и переплавке человеческого материала так много, что и слышать (т. е. видеть) не хочется...
       Визуальный материал выразительнее слова.
       Хотя, строго говоря, со словом и в слове происходило то же самое. Середина 1920-х — окончательный облом. Обрыв. Занавес. Парижские кафе, карусели, рынки, острые каблуки, уличные аккордеоны, крики разносчиков, оливки крестьянского посола с крупно наломанной, ноздреватой лимонной коркой становятся мифом.
       Еще до наступления 1930 г. в пьесе Булгакова московская красавица продает себя, а в пьесе Олеши отдает жизнь за серебряное парижское платье, за право на «дождь... сверкающий вечер... — мопассановскую слякоть», за надежду «на окраине, в осенний вечер, в маленьком кинотеатрике... смотреть Чаплина и плакать».
       ...Если же говорить об авторах — ни тот, ни другой так никогда и не увидели Парижа.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera