Сюжеты

КОГДА МУЗЫКА БЫЛА МУЗЫКОЙ

Этот материал вышел в № 47 от 06 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Второй фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское действо» идет в залах Останкина и Царицына, Патриаршего дворца в Кремле, в Оружейной палате и бывшем Екатерининском институте. Если не в рощах Свиблова (оно теперь...


       
       Второй фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское действо» идет в залах Останкина и Царицына, Патриаршего дворца в Кремле, в Оружейной палате и бывшем Екатерининском институте. Если не в рощах Свиблова (оно теперь бетонное), то в Останкине по крайней мере вновь звучит роговая музыка: Пушкин был бы доволен...
       Попытка воспроизвести подлинное звучание старинной музыки оправдана и возможна, так как фиксирование музыкального текста разработано давно. Труднее реконструировать театральное или балетное действо. Но и этим в последнее время занимаются все настойчивее. От пышной «Дочери фараона» на балетной сцене Большого до знаменитых фокинских миниатюр.
       И все же... В Останкинском дворце ансамбль «Телеман-консорт» в программе «Спор Цецилии и Терпсихоры» реконструирует то ли балет эпохи барокко, то ли наши сны о нем... (Трогательно, что «консорт» здесь не принц, муж царствующей королевы, а производное от «консорциума».)
       В старинной зале дворцового театра с вычурной настенной росписью и фальшколоннами был, собственно, замечательный концерт. Телемана, Баха, Рамо музыканты, собранные флейтистом Валерием Прошутинским, исполняли виртуозно. Балетные номера, поставленные режиссером-балетмейстером Натальей Кайдановской, были скорее милы... Тут, пожалуй, аутентичность зависела в большей мере от зрителя.
       В зависимости от читанных нами в детстве книг, смотря на три пары танцоров на каблуках, в ярких камзолах, песочно-голубых, зеленых и розовых театральных костюмах, мы могли перенестись либо в Версаль на бал к королю-Солнцу, либо наблюдать развлекающих нас крепостных актеров графа Шереметева.
       ...Платья были на каркасах. А зелено-голубая ткань расписана в технике горячего батика, которой не было в ХVII—XVIII веках.
       Так что о «зрительной аутентичности» речь, в общем-то, наверно, не шла. И все-таки эти танцы пленяли.
       Что до сути аллегории — не о чем было спорить христианской святой, покровительнице музыки, с музой танца.
       
       СПЕКТАКЛИ ФЕСТИВАЛЯ:
       6 июля, Большой зал б. Екатерининского института (Суворовская пл., 2): ансамбль солистов «Musica Petropolitana» (Санкт-Петербург), «Музыкальные силуэты Петербурга XVIII века». 19.00.
       Та же программа — 7 июля в Оружейной палате Кремля, 19.00.
       7 июля, Красные палаты (ул. Остоженка, 2): хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» (Новосибирск), «Воскресения день». 19. 00.
       8 июля, Царицыно, Оперный дом: «Маркелловы голоса», программа «О, рожденный свет». 16. 00.
       9 июля, Оружейная палата Кремля: Коллегия старинной музыки (Москва), Г. Ф. Гендель, опера-пастиччо «Нерон». 19. 00.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera