Сюжеты

КОГДА МУЗЫКА БЫЛА МУЗЫКОЙ

Этот материал вышел в № 47 от 06 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Второй фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское действо» идет в залах Останкина и Царицына, Патриаршего дворца в Кремле, в Оружейной палате и бывшем Екатерининском институте. Если не в рощах Свиблова (оно теперь...


       
       Второй фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское действо» идет в залах Останкина и Царицына, Патриаршего дворца в Кремле, в Оружейной палате и бывшем Екатерининском институте. Если не в рощах Свиблова (оно теперь бетонное), то в Останкине по крайней мере вновь звучит роговая музыка: Пушкин был бы доволен...
       Попытка воспроизвести подлинное звучание старинной музыки оправдана и возможна, так как фиксирование музыкального текста разработано давно. Труднее реконструировать театральное или балетное действо. Но и этим в последнее время занимаются все настойчивее. От пышной «Дочери фараона» на балетной сцене Большого до знаменитых фокинских миниатюр.
       И все же... В Останкинском дворце ансамбль «Телеман-консорт» в программе «Спор Цецилии и Терпсихоры» реконструирует то ли балет эпохи барокко, то ли наши сны о нем... (Трогательно, что «консорт» здесь не принц, муж царствующей королевы, а производное от «консорциума».)
       В старинной зале дворцового театра с вычурной настенной росписью и фальшколоннами был, собственно, замечательный концерт. Телемана, Баха, Рамо музыканты, собранные флейтистом Валерием Прошутинским, исполняли виртуозно. Балетные номера, поставленные режиссером-балетмейстером Натальей Кайдановской, были скорее милы... Тут, пожалуй, аутентичность зависела в большей мере от зрителя.
       В зависимости от читанных нами в детстве книг, смотря на три пары танцоров на каблуках, в ярких камзолах, песочно-голубых, зеленых и розовых театральных костюмах, мы могли перенестись либо в Версаль на бал к королю-Солнцу, либо наблюдать развлекающих нас крепостных актеров графа Шереметева.
       ...Платья были на каркасах. А зелено-голубая ткань расписана в технике горячего батика, которой не было в ХVII—XVIII веках.
       Так что о «зрительной аутентичности» речь, в общем-то, наверно, не шла. И все-таки эти танцы пленяли.
       Что до сути аллегории — не о чем было спорить христианской святой, покровительнице музыки, с музой танца.
       
       СПЕКТАКЛИ ФЕСТИВАЛЯ:
       6 июля, Большой зал б. Екатерининского института (Суворовская пл., 2): ансамбль солистов «Musica Petropolitana» (Санкт-Петербург), «Музыкальные силуэты Петербурга XVIII века». 19.00.
       Та же программа — 7 июля в Оружейной палате Кремля, 19.00.
       7 июля, Красные палаты (ул. Остоженка, 2): хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» (Новосибирск), «Воскресения день». 19. 00.
       8 июля, Царицыно, Оперный дом: «Маркелловы голоса», программа «О, рожденный свет». 16. 00.
       9 июля, Оружейная палата Кремля: Коллегия старинной музыки (Москва), Г. Ф. Гендель, опера-пастиччо «Нерон». 19. 00.

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera