Сюжеты

«В ВОРОТАХ РАЯ ЗИЯЕТ ДЫРА»…

Этот материал вышел в № 47 от 06 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Единение» — фестиваль некоммерческого рока. И звук у них живой... На юго-западе Москвы в рок-клубе «Форпост» спокойненько (но отнюдь не тихонечко!) прошел фестиваль акустической музыки «Единение». Причем уже четвертый. Задача такая:...


«Единение» — фестиваль некоммерческого рока. И звук у них живой...
       

  
       На юго-западе Москвы в рок-клубе «Форпост» спокойненько (но отнюдь не тихонечко!) прошел фестиваль акустической музыки «Единение». Причем уже четвертый. Задача такая: «привлечь внимание к творчеству ярких и талантливых молодых исполнителей, которых объединяет любовь к «некоммерческой» акустике»...
       «Форпост» — старейший (первые сейшны датируются началом восьмидесятых) и, пожалуй, единственный сегодня успешно действующий в Москве некоммерческий рок-клуб, где играют совершенно нераскрученные люди. Как справедливо сказал один из нынешних сотрудников клуба, «в «Форпосте» созданы все условия для того, чтобы музыкант мог выступать и при этом чувствовать себя человеком, а не быдлом».
       Нераскрученные это любят. Оттого и играют на этой площадке.
       Жюри у «Единения» адекватное: журналист и критик Сергей Гурьев, Рада Анчевская (группа «Рада и терновник»), промоутер Тимофей Сахно, главный редактор газеты «Загубленное детство» Владимир Марочкин, Анна Герасимова (она же Умка), Михаил Боголепов (культурный центр «Единение»), «русский Игги Поп» — Ник Рок-н-Ролл и директор клуба «Форпост» Алексей Яковлев. Критерии у каждого свои. Гурьев заявил, что отдаст предпочтение тем командам, музыка которых «тащит, цепляет и прет», кто-то из зала добавил: «И таращит!». Умка тоже была безапелляционна: «Буду выпячивать друзей и всячески замалчивать врагов!»

       
       И так вот — три дня. Каждый день имел четкий график. В любой из вечеров должны были по плану выступать пять конкурсантов (четыре группы и один исполнитель), одна команда, лауреат «Единения»-III, плюс один так называемый «гость». Всего соискателей звания лауреатов имелось пятнадцать «единиц» (желающих принять участие до отсева было около сорока). Каждый фестивальный день начинался ровно в шесть и завершался примерно к десяти. Время исполнителю или коллективу отпускалось тоже приблизительно равное — в среднем полчаса. Небольшой клубный зальчик и аккуратно расставленные стулья способствовали культурной обстановке и «причесанности» мероприятия вообще.
       Танцы танцевались только перед сценой, и зажигалки зажигались только в первых рядах, да и то один-единственный раз. С удовольствием отмечаем хороший звук.
       Что же до числа зрителей, то оно варьировалось от двадцати пяти до пятидесяти-шестидесяти человек.
       Жаль, сказать по совести.
       На «Единение» съехались из Питера, Екатеринбурга, Уфы... Мы тут вкратце скажем почти обо всех: нам они нравятся. Это во-первых.
       Во-вторых: вот так, по маленьким клубам, по тихим фестивалям, и открывают совершенно новые имена, ловят ноты времени. Среди лауреатов «Единения» 1997—1999 гг. — «Точка росы», «Барышня и хулиган», «Алоэ», «Бенгальский залив».
       ...В-третьих, где-то когда-то и Эдит Пиаф так открыли.
       Первый конкурсант — бард Александр Холкин из Уфы. С шершавым, ни на что не похожим голосом. У Холкина аж с десяток альбомов. Все они, естественно, записаны на неведомых маленьких студиях, а изданы смешными тиражами. Но если увидите в продаже его кассеты — берите. Он пишет не тексты слов, а песни:
       Как только клен зеленый
       Окрасит кудри хной...

       После играла команда под названием «Девятый мир»: гитары, ударные, флейта и бас. На вокале человек с юным голосом по имени Александр Ионов. Тексты такие:
       Роза без шипов,
       Но пьющая водку...

       В музыке — немного фанка, немного фолка, немного блюза.
       Команда «Ветер воды» играет кельтскую музыку, и кто-то, вероятно, знает их по кельтским фестивалям, каковые проходят в Москве уже года три. «Ветер...» исполняет композиции не только привычных — с Британских островов то есть — кельтов, но и кельтов венгерских, болгарских, бретонских и даже, кажется, американских. На свете жутко много ансамблей, на скрипочках и дудочках играющих кельтскую музыку... И «Ветер воды» в том числе.
       Акустический дуэт «Фата-моргана» — Алексей Киселев (вокал, гитара и автор всего) и Дмитрий Кушпит (соло и аранжировки) — поет про садистов:
       Насекомые живут на земле
       Миллионы-миллионы лет,
       И, как сказали ученые мне,
       Извести их возможности нет.

       Завершил день первый выход лауреатов прошлого «Единения» — группы «Мельница» (ex-«Тиль Уленшпигель», известный по все тем же кельтским фестивалям). Именно под звуки, извлекаемые «Мельницей», народ пустился в пляс и вытягивал вверх зажигалки.
       ...Конкурсанта Анатолия Абакшина, москвича с гитарой, забыть невозможно благодаря бесценной строке:
       Был бы пионеркой —
       Всем бы честь отдавал.

       К сожалению, она пока — единственная.
       Коллектив «Отель безумие» оказался прихиппованным в плане внешности, в смысле музыки — психоделическим и околоэтническим, а вокалистка Алька — похожей на девочку из «Чародеев», которая поет «Остыли реки...». Причем как лицом, так и голосом: такой же звонкий. Только вот песни девочка Алька в отличие от девочки из фильма пела заунывные. «Отель безумие» показал собственную версию «Ave Maria». Из двух слов. Первое — «Ave»...
       Другая прихиппованная группа — «Пастор Шлак». Не «г», а «к». «Шлак» с большой буквы. В связи с названием от этого состава можно было ожидать всего чего угодно. Всего — кроме струнных и духовых, кроме фолковых композиций, кроме слов:
       Перешагну от случая к случаю,
       Переживу неудачную серию.

       И кроме очень красивой инструменталки «Признание».
       Третий день был «гвоздем». Программу лихо открыла Умка. Потом неожиданно приехала и выступила Рада. Конкурсант из Питера — скромного вида молодой человек в очках по имени Кирилл Комаров — оказался горазд в стихосложении:
       В воротах рая зияет дыра,
       Поэтому снег идет вверх.

       А в одной из его песен присутствовал речитатив: «Иисус внес в твою жизнь изменения. Сохранить изменения? «Да», «нет»...»
       Вышедшая следом группа лиц называлась «Rosenkranz & Guildenstern» (да уж не привет ли это Вильяму Шекспиру?) и была абсолютно маловнятная. Как, собственно, и Розенкранц с Гильденштерном.
       «Каникулы Гегеля», напротив, оказались группой сугубо внятной. Со скрипкой, с контрабасом, с бубнами и губной гармошкой, надетой с помощью специального штативчика на шею вокалисту-гитаристу. Стиль «Каникул...» определению не поддается. Но играют здорово. И поют неплохо:
       Уже не понять глубину с шириной
       Атмосферного фронта.

       Прихиппованные «Дети дождя» на гитарах, барабанчиках, скрипке и синтезаторе в режиме рояля играли музыку этнического толка и еще блюзы. Помогала им флейтистка — девушка Хельга. Она, кстати, выручала таким способом добрую треть конкурсантов...
       И о главном. Апофеозом фестиваля стал номер Ника Рок-н-Ролла. Однако ж в указанном действе Ник изображал никакого не Ника Рок-н-Ролла (его творческий персонаж. — Прим. авт.), а еще того — юного Колю Кунцевича, перебравшегося в
       79-м, кажется, году в столицу. Сорокалетний Колька в лучах красных софитов, захлебываясь белым стихом, самозабвенно терял облик. Терял его настолько талантливо и мастерски, что зал сначала помертвел, а после — затрясся от визга.
       ...А потом людям, «убитым» Ником, объявили лауреатов. Или победителей «в борьбе за место под луной»: в одной из песен, прозвучавших на фесте, — если память не шалит, принадлежала она «Фата-моргане», — было что-то об этом. Одержавшие победу «за место под солнцем» получают власть, деньги, женщин и всякое прочее. А здесь — нет, здесь не так, здесь иначе. Здесь — «за место под луной». Ну или под какой-нибудь другой планетой. Пока что, может быть, не известной науке.
       
       А 12 июля в кинотеатре «Улан-Батор» состоится акустический гала-концерт. В нем выступят Рада, Ник Рок-н-Ролл, Умка и Сергей Калугин. А также пятеро лауреатов IV фестиваля «Единение»: А. Холкин, группы «Жест» и «Табу», «Каникулы Гегеля» и К. Комаров.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera