Сюжеты

ЧТОБ И РАЗУВЕРИВШИЕСЯ ПОВЕРИЛИ

Этот материал вышел в № 49 от 13 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Для федеральных каналов главное — рейтинг, для местных — доверие зрителя Иваново, Городец, Сергиев Посад, Кирово-Чепецк, Северодвинск, Сосновоборск — поэзия в одном только перечислении участников второго всероссийского фестиваля...


Для федеральных каналов главное — рейтинг, для местных — доверие зрителя
       
       Иваново, Городец, Сергиев Посад, Кирово-Чепецк, Северодвинск, Сосновоборск — поэзия в одном только перечислении участников второго всероссийского фестиваля телепрограмм «Моя провинция»! В разгар лета, в сезон земляники и комаров, он состоялся в Арзамасе, где часто снимают кино, потому что тут целые улицы, как в пьесах Островского: дома с резными наличниками, геранью на окнах, с палисадниками за штакетником...
       У любой малой студии денег в обрез. Большинство смогло прислать только по одному человеку, хотя знали: будут серьезные мастер-классы. Телекомпанию из Йошкар-Олы наградили спецпризом за то, что преодолели самую дальнюю дорогу.
       Сказать, что было много сильных работ, — значит, покривить душой. Их было мало. Но они были — без скидок

       
       Елена ФОМИНЫХ автор идеи фестиваля, директор телекомпании «Светоч» (Борисоглебск):
       — Я четыре года всем доказывала, что нужен такой фестиваль малых городов. И убедила. Великое дело сделал «Интерньюс» — дал средства на проведение первого фестиваля в Борисоглебске. Мы, телевизионщики из небольших телекомпаний, понимаем наши проблемы, как их никогда не поймет столичный житель. Когда человек варится в своем соку, он думает, что ему, самому великому и крутому в своем городе, никто не нужен. А приезжают на фестиваль, обсуждают с жюри свои работы — и уезжают другими людьми. Это — заряд энергии, то, без чего вообще невозможно творчество. Такой фестиваль должен проходить именно в маленьком городе, где есть дух провинции. Но и совсем без Москвы неправильно. Мы хотим, чтобы высокие профессионалы посмотрели и сказали: ребята, у вас куча идей, но вы не умеете их выражать, а делается это вот так и так. Нина Зверева предложила запустить этот фестиваль по всей России — каждый год в другом городе. Я загорелась такой идеей и уступила ей проведение «Моей провинции».
       
       Нина ЗВЕРЕВА, председатель жюри фестиваля «Моя провинция», директор учебного центра «Практика» (Нижний Новгород):
       — Как сделать телевидение интересным одновременно и зрителю, и заказчику, которому требуется только одно — чтобы его показывали в разных ипостасях, на радость жене? Телевидение превращается в сферу обслуживания власть имущих. Но если заказчику работа нравится, он ее оплачивает, а значит, есть зарплата, техника, оборудование. Телевизионщики слишком часто, не борясь и задешево, отдаются главам администраций и не думают о зрителе. А фестивальная конкуренция многое меняет. Кто не растет, тот падает. Такие фестивали существуют для того, чтобы некоторые просто проснулись и поняли, что другие, в других городах, в таких же маленьких компаниях имеют зрителей. А имеешь зрителя — значит, имеешь авторитет. С позиции авторитета легче разговаривать с властью.
       Период первоначального вдохновения закончился. Всем студиям по 5—6 лет. Когда они возникали, казалось, что перед ними открыт мир. В ту пору главы администраций обещали строить вышки, покупать камеры... Сегодня денег нет даже на кассеты. Зарплата 500—600 рублей, и никаких гонораров. А ведь все с высшим образованием. Все погрустнели. И вдруг — такой фестиваль...
       
       Николай БАШМАКОВ, генеральный директор телекомпании ТВС (Арзамас):
       — Я настаиваю на том, чтобы называться не «региональным» вещанием, а «местным». Для федеральных каналов важен рейтинг. А для местного телевидения — доверие. Если нам не верят, нас не смотрят. Наша задача — показывать то, чем живет человек, обычный человек. Есть города-побратимы, а у Лены Фоминых появилась мысль сделать побратимы-телекомпании, чтоб не пропасть по одиночке.
       
       Елена ЗЛОТНИКОВА, исполнительный директор Национальной ассоциации телевещателей (Москва):
       — Не разделяю точку зрения, что федеральные каналы, по определению, лучше, как и не считаю, что суть и совесть нации — в провинции. Журналист тогда делает дело профессионально, когда отвечает запросам своей аудитории. Главное — в ощущении собственной жизни, ауры провинции, создании позитивного начала в общественном сознании города, села или целого региона. Рассказывать о плохом легко, о хорошем — труднее. Если мы научим журналистов профессионально рассказывать о хорошем так, чтобы зритель не выключал кнопку, значит, завтра люди перестанут думать о том, чтобы из провинции уезжать.
       
       «Фестиваль — это не подведение итогов, а старт, — заметил член жюри оператор Российского бюро CNN Юлий Кун. — Важно показать журналистам маленьких телекомпаний, что те, кто поставлен в такие же жесткие условия, с теми же невеликими средствами, все-таки могут делать профессиональное телевидение. Для того и проводятся фестивали».
       Чтобы и разуверившиеся поверили.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera