Сюжеты

КАЛЬКУЛЯТОРЫ В СТРАНЕ АРИФМОМЕТРОВ

Этот материал вышел в № 51 от 20 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Архитектор — не демиург и не ремесленник, но он и не предполагает, какой вред может причинить» — гласит декларация Венецианского архитектурного биеннале, на котором наш Игорь Уткин, участник проекта «24», взял немаленький приз. «24» —...


       
       «Архитектор — не демиург и не ремесленник, но он и не предполагает, какой вред может причинить» — гласит декларация Венецианского архитектурного биеннале, на котором наш Игорь Уткин, участник проекта «24», взял немаленький приз.
       «24» — новый выставочный проект Музея архитектуры. По 24 дня в залах музея висят 24 лучших фотографии мастеров современной российской архитектуры. Первый цикл «Разное» снят Юрием Аввакумовым, он — автор проекта и куратор выставки.
       Аввакумов — легендарная личность 80-х годов и просто интересный человек. Автор термина «бумажная архитектура», жанра концептуального проектирования в СССР 80-х, взорвавшего вялотекущий сон официальной архитектуры («бумажная архитектура — это профессия художника всего лишь навсего»). На этом фоне Аввакумов небезосновательно считает себя калькулятором в стране арифмометров. Он собрал и подсчитал все значимые сны и чаяния русских архитекторов за последние триста лет. В его интернетовском архитектурном депозитарии виртуально воскрешены 480 нереализованных проектов Кринского, Крутикова, Мельникова, Татлина, Весниных, Чернихова, Иофана, Комара и Меламида.
       Время от времени возникающий, но всякий раз революционно звучащий в архитектуре девиз «Больше этики, меньше эстетики» Аввакумов истолковывает как руководство к действию: «востребованность этики — знак перелома». Его работы в Музее архитектуры этичны до мрачности и полной закрытости смыслов. Его живые и недоступные выщербленные ступени, обветшалые храмы, оголенная плоть заброшенных домов, покосившиеся заборы зовут в дорогу: «Давно ли ты был в России? Не пора ли заново знакомиться?» И может быть, получится, как у Аввакумова: «Гуляешь в ритме dolce farmеnte, чувствуешь себя свободным от трудовой дисциплины, тогда и случается нечто. Ноги сами тебя приносят в нужное время, в нужное место, в нужный свет».
       На очереди — выставка Ильи Уткина, преподавателя МАРХИ, также одного из основоположников «бумажной архитектуры». Тема Уткина, много лет проработавшего рука об руку с Александром Бродским, — человек и его судьба в современном городе. Судьбу многих людей в разных городах он сумел украсить. По его проектам построены музей Александра Грина в Феодосии, церковь Вознесения в Сокольниках, ресторан «Атриум» в Москве, здание Сбербанка в Сергиевом Посаде, реконструируется кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате. Его архитектура несет горожанам добро и наигрывает им прекрасную, незастывшую музыку.
       
       Выставочный проект продолжат:
       25 июля — 20 августа — Илья Уткин
       22 августа — 24 сентября — Игорь Пальмин
       26 сентября — 22 октября — Юрий Пальмин
       24 октября — 26 ноября — Борис Томбак
       28 ноября — 24 декабря — Александр Ермолаев
       26 декабря — 21 января — Сергей Леонтьев
       23 января — 25 февраля — Игорь Мухин
       27 февраля — 25 марта — Валерий Орлов
       Открытие выставок — каждый четвертый вторник месяца в первом зале анфилады главного здания Музея архитектуры на Воздвиженке, 5 в 18 часов.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera