Сюжеты

ЧЕЛОВЕК РАЗЪЯТЫЙ

Этот материал вышел в № 51 от 20 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Забытого соратника Шагала и Малевича вспомнили спустя 50 лет «Новое искусство», представителем которого является незаслуженно забытый Давид Якерсон (1896—1947), соратник Шагала и Малевича, ознаменовано отказом художника от роли послушного...


Забытого соратника Шагала и Малевича вспомнили спустя 50 лет
       
       «Новое искусство», представителем которого является незаслуженно забытый Давид Якерсон (1896—1947), соратник Шагала и Малевича, ознаменовано отказом художника от роли послушного ученика Творца и созданием «закрытых» произведений, где человеческий элемент оказывается сломлен, а отношения с реальностью искажены. Зритель, рассчитывающий разглядеть собственное отражение в «зеркале искусства», будет разочарован. Вписать себя в мир, созданный «уновисовцами» («утвердителями нового искусства»), — витебским союзом художников, к которому принадлежал Давид Якерсон, — задача не из легких.
       В первом зале — плакаты Якерсона, созданные в период его работы вместе с Шагалом над оформлением грандиозного празднования первой годовщины Октября в Витебске. Пафос сотворения нового мира, которым была охвачена большая часть русской художественной интеллигенции первых послереволюционных лет, проявлялся у Якерсона в плакатах, нарисованных ломаными воинственными линиями, с фигурами, словно вычерченными детской рукой. Всадник-змееборец, пронзающий копьем гидру империализма, угловатый рабочий, прорубающий пространство огромного белого полотна красным флагом («Призыв к борьбе»), отмечены бескомпромиссным знанием, где добро, а где зло, первозданной свежестью созидающейся жизни.
       Второй зал посвящен той линии творчества Якерсона, которая связывает его с такими мастерами, как Малевич и Эль Лисицкий. Это бесконечный ряд геометрических фигур, в разных сочетаниях, пропорциях и количествах соседствующих друг с другом.
       Картина «Распятие». Фон — голубой и серо-зеленый. Летящая фигура Христа. (Лица не видно, как и на всех картинах Якерсона.) Пространство картины человекоподобно в своих изгибах и линиях, а тело Христа подобно пространству, на котором он распят. В этой картине — сгусток художественных и философских проблем творчества Якерсона. Чувствуется борьба между очеловеченным (или, напротив, лишенным человеческого) пространством и человеком, обращенным в предмет, разъятым на элементы. Чувство этого противоречия и звало к поиску новых форм.
       Однако подобными поисками Якерсону не пришлось заниматься долго. Наступали времена, когда от обвинения в «формализме» до объявления японским шпионом оставался один шаг. И мало удивительного в том, что этот художник, оставшийся в России, в отличие от Шагала и Малевича, своих сотоварищей по «Уновису», был забыт, когда в СССР началось победное шествие соцреализма, призывавшего «отображать жизнь в формах самой жизни». Лишь сейчас у нас появилась возможность в полном объеме ознакомиться с его творчеством в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина до конца июля.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera