Сюжеты

ПАРУС, КОТОРОМУ НЕ СТРАШЕН УРАГАН

Этот материал вышел в № 52 от 24 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Только что архитектору и дизайнеру Вячеславу Колейчуку, герою ряда публикаций «Новой газеты» (8 сентября 1997 года мы посвятили его творчеству даже целый выпуск «Эврики» — «Конструктор для Афродиты»), вручена Государственная премия России....


       

  
       Только что архитектору и дизайнеру Вячеславу Колейчуку, герою ряда публикаций «Новой газеты» (8 сентября 1997 года мы посвятили его творчеству даже целый выпуск «Эврики» — «Конструктор для Афродиты»), вручена Государственная премия России. Он получил ее в составе коллектива зодчих, создавших Олимпийскую деревню ко Всемирным юношеским играм в Москве. Получил за то, что изображено на наших сегодняшних снимках, — вантово-стержневую композицию «Парус».
       Парус необычный, небывалый еще на морях, в городах и весях. Два года назад в столице случился ураган, натворивший немало бед. Ветер, в частности, скатал в трехтонный рулон одну из крыш в Кремле, пронес по воздуху, обламывая знаменитые «ласточкины хвосты» — зубцы Кремлевской стены, и обрушил рядом с Мавзолеем. А вот «Парус» выдержал, выстоял — вантово-стержневые хитросплетения при всей их видимой воздушности и хрупкости оказались весьма устойчивыми и прочными.
       Когда-то, еще в студенческие годы, вместе с однокурсником Юрием Смоляровым Колейчук придумал и запантентовал этот принципиально новый класс конструкций, обещавших переворот в зодчестве и строительстве (и, кстати, повсеместно уже выполняющих обещания). Почти одновременно со всемирно известным американским архитектором Фуллером. Результаты того студенческого первооткрывательства попали даже на почтовые марки. И он же, Слава Колейчук, «своими руками» годы спустя лишил и себя, и Фуллера звания первооткрывателей, обнаружив, что первым, еще в самом начале 20-х годов, предложил вантово-стержневые системы малоизвестный наш соотечественник авангардист Карл Иогансон. Но авторское право все равно осталось за Россией.
       Впрочем, первооткрывательств на долю Славы Колейчука выпало предостаточно. Он первым предложил идею самовозводящихся радиоантенн в космосе и домов на земле. Построил «невозможный» треугольник Пенроузов с тремя прямыми углами («Комсомольская правда» писала: кто это сделает, может считать себя гением). Создал семейство новых музыкальных инструментов, дающих невероятную, однако очевидную иллюзию глубины звукового пространства, недоступной ни одной стереоустановке в мире. Профессора В. Колейчук, А. Ефимов, В. Гамаюнов стали авторами концепции «Нового ВХУТЕМАСа», и вот уже первые его питомцы держат выпускные экзамены.
       И наконец, он человек, прибавивший к видам изобразительного искусства, известным с древних времен, — живописи, графике, скульптуре, — новую ипостась — рукотворную голографию, или, как он сам ее называет, светостереографию. Третьяковка тогда — уникальнейший в наши времена случай! — сама бесплатно предложила Колейчуку свои залы для выставки. Кстати, когда уже в наши дни постоянная экспозиция Третьяковской галереи «Искусство ХХ века» была расширена до 80-х годов, в нее были включены две работы Вячеслава. Правда, еще «доголографические».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera