Сюжеты

НА НАШЕМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ТОЛЬКО ХРЮШЕ И СТЕПАШКЕ МОЖНО НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ

Этот материал вышел в № 53 от 27 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Если, включив телевизор, вы увидите странное существо с зелеными волосами и кольцами в носу и губе, не пугайтесь — это еще не белая горячка. Это все называется заграничным словечком «имидж». А этот имидж, надо думать, кто-то делает. Кто?...


       
       Если, включив телевизор, вы увидите странное существо с зелеными волосами и кольцами в носу и губе, не пугайтесь — это еще не белая горячка. Это все называется заграничным словечком «имидж». А этот имидж, надо думать, кто-то делает. Кто? Половина зрителей уверена, что телезвезды — они и в жизни, как в эфире: волосок к волоску и собаку выгуливают в костюме от «Гуччи». Вторая половина, напротив, убеждена, что каждый галстук, да что там галстук, каждый взмах ресниц телезвезды — это плод труда имиджмейкеров.
       Посредине ли истина? Узнать это мы попробовали в имидж-лаборатории «Персона», сделавшей себе имя на работе с телезвездами.

       

 
       «Проект «Персона» продает лица. С толком и за большие деньги. «Имидж — это не случайность, а тяжкий повседневный труд. Телеимиджмейкерство — это телепиар. «Звезды» телеэфира становятся заложниками своей внешности, а следовательно, и заложниками заведений типа «Персоны», — скромно определяет свою роль президент «Проекта «Персона» Игорь Стоянов.
       Да-а! У нас в стране нет культа внешности. Какой маникюр, коли жрать нечего. Но на самом же деле, говорят в «Персоне», просто у нас еще не выработана внутренняя культура, «нет потребности хорошо выглядеть». Лень нам каждый день брови выщипывать. Поясняют: где-нибудь на Западе телезвезда ни за что не появится на людях неуложенной или без маникюра. У нас — сплошь и рядом медведи в лаптях. Или же теледивы впадают в другую крайность — мол, ведущая и ладно: раз о внешности позаботились стилисты, значит, уже можно не скрывать провинциальный акцент, акать и экать, читая с листа, и неправильно ставить ударения.
       Агентство «Персона» появилось на телерынке около пяти лет назад. Сначала это был одиозный проект Бориса Зосимова БизТВ, затем — МузТВ. После того как БизТВ мутировало в MTV, «Персона» не отказала и им. Сначала на МузТВ не сильно обрадовались, что их и конкурентов «делает» одна контора. Пришлось доказывать, что в «Персоне» не верблюды, а прежде всего профессионалы. Недавно на Музыкальном телевидении сменилось руководство, и с новой командой проблем не возникает. Полная свобода действий взамен на пресловутый имидж. В этом сезоне «Персона» отметилась на «лицах» новостей каналов РТР и «Культура», а также в нескольких проектах ТВ-6.
       Кажется, разобрались! Без помощи косметического салона хороши только нимфы, выходящие из пены морской, а никак не телезвезды, учитывая способность телеэкрана делать оных на двадцать килограммов толще и на двадцать лет старше. Найти собственный, ни на что не похожий стиль — дело долгое и хлопотное. Работа со стилистом — постоянный поиск чего-то. При этом чтобы это «что-то» хоть отдаленно напоминало оригинал, было похоже на себя. Перед началом работы мастер общается с продюсерами, чтобы понять суть программы. Потом с самой «звездой», на всякий случай узнать, что за человек. «Мастер, — говорят в «Персоне»,— не делает индивидуальность, он ее «вытаскивает» и немного шлифует».
       Работать, говорят, проще с молодыми. Музыкальные каналы очень демократичны и с радостью соглашаются на самые смелые эксперименты — в двадцать лет проколоть пупок проще, чем в сорок. Новости по сути своей более консервативны. Поэтому здесь важно не ломать человеку имидж (а иногда и карьеру), а делать все последовательно. То есть стричь поэтапно, красить не сразу в радикально красный, а используя переходные оттенки — каштановый, рыжий. Но и в новостях у нас, как и везде, вечный аврал. Поэтому ведущие «строчат» имиджами, как из пулемета, резко усложняя жизнь профессионалам фена и мэйк-апа.
       — Избавившись от засилья совковой одинаковости, телевидение столкнулось с новой проблемой — отсутствием новых лиц. Сплошняком одинаковые прилизанные мальчики и мелированные девочки, а нового ничего, — говорит Стоянов, — нет. Людей с такой харизмой, как у Познера, сегодня днем с огнем не сыщешь. Кто сегодня лица — блеклые ведущие ОРТ, которые сами красятся, или кто-нибудь с ТВЦ? Если бы с телевидения увольняли за внешний вид, было бы очень много вакантных мест.
       По мнению главного человека «Персоны», из «звезд», которых не делает «Персона», выделяется Оксана Пушкина, но, как выясняется, и к ее стилю от «Эскады» «Персона» приложила руку. «Интересен и Александр Любимов, только похож на бронзовый памятник — монолитный и непоколебимый. Да еще Хрюша со Степашкой хороши. И все». Послушаешь Стоянова, так на всем отечественном телевидении только Хрюше со Степашкой не надо ничего менять. Остальные же не звезды, а сплошные недоразумения.
       Процесс «сотворения звезды» интересен не только самой звезде. Мастеру тоже интересно делать и думать, что же из всего этого получится. В прошлом сезоне на телевидении была «монохромная история». Ведущих «Вестей» переодели в нейтральные серые тона, и не просто в мышиный цвет, а с оттенками — с блеском, серо-голубой, мокрый асфальт... А сегодня в сером почти все каналы.
       — У «Вестей» вырос рейтинг, потому что программа помолодела и на них стало приятно смотреть, — продолжает Стоянов. — Хотя и тут не все гладко. Многие идеи остаются невостребованными или растекаются по другим каналам. Например, сначала одели ведущего «Вестей» Алыкина в темный пиджак, темные рубашку и галстук. Но тогда руководство этого не одобрило. А чуть позже на НТВ Киселев всю выборную кампанию провел в темном пиджаке и водолазке. Или еще пример — купили на рынке ЦСКА пять женских галстуков для Насти Дадыко. На РТР они не прижились, зато появились на всех других каналах.
       Телеимиджмейкеры говорят, что сотворяют телереволюции. В моду вошли четкие силуэты и яркие цвета вместо тех ужасных бесформенных костюмов, которые были присущи старой школе. «Переодели Олю Кокорекину в красный пиджак. Уже подобрали коллекцию рубашек для Вани Дыховичного и пиджаков для Ревенко», — гордится успехами Стоянов. В них Женя, правда, поперек себя шире, но Москва тоже не сразу строилась. Да, помнится журналистка известной газеты сделала Ревенко комплимент, что во время интервью он выглядит лучше, чем в эфире. «Так это мой костюм!» — признался ведущий.
       В разряд достижений «Персоной» записаны и их переделки на ТВ-6: «Самостоятельная Юля Меньшова стала менее пафосной, чем была в начале своей карьеры. Теперь она такая реальная, земная «звезда», которой плачутся в жилетку все домохозяйки. Вечный «очевидец» Иван Усачев очень долго сопротивлялся, но переоделся в Готье и уже, говорят, привык к хорошей качественной одежде — стал крупномасштабной «звездой».
       Далее самое время порассуждать о творческих амбициях. «Спрос рождает предложения. Деньги обеспечивают прогресс. Клонирующиеся конкуренты, всякие Шевчуки-Тодчуки, ужесточают условия. Бизнес — тонкая игра».
       В планах «Персоны» значится работа с СТС и с ВИДом. По словам Игоря Стоянова, в сотрудничестве отказывают они редко, разве что при финансовых или других коренных разногласиях.
       Мечта любого, имеющего мало-мальское отношение к телевидению пишется словом из трех букв — НТВ. «Хотелось бы поработать с НТВ. Они телепрофессионалы, производят впечатление правильности во всем. Но я не общался с их звездами и не знаю: может быть, Миткова в гипюровой кофточке и со смешной прической семнадцатилетней девочки или Киселев с косой челкой и в очках без оправы действительно очень органичны и гармоничны, но мне кажется, они достойны лучшего».
       За счет исключительно ТВ не прожить. И для имидж-лаборатории работа с телезвездами — это только имидж. А живут за счет простых смертных, которые тоже хотят, «как у звезд». И платят соответственно. С нового сезона начинается выпуск трех линий одежды — «Персона», «Персона лаб» и «Персона беби лаб». Уже действуют четыре салона, и скоро на Кутузовском открывается так называемый «Центр предоскаровской подготовки» — салон, куда можно прийти замарашкой и выйти принцессой, правда, всего на один вечер и за трехлетний годовой доход.
       Кроме звезд и «простых смертных», обнаружились еще и политики, которые к началу XXI века поняли, что, кроме красивых слов и витиеватых обещаний, не помешает и ухоженная внешность. Но с ними работать приходится осторожно. Все стараются не наступать на горло собственной песне и не идти вопреки собственным политическим взглядам. Особенно активизируются политические деятели в период предвыборной борьбы. В марте стилисты активно работали с движением «Женщины России» — Федуловой, Веселовой и Кареловой. Услугами «Персоны» пользуется и Ирина Хакамада, но она не берет консультаций по имиджу, а только стрижется.
       Общаясь с таким модным мэтром, я не могла обойти вопрос о тенденциях нового сезона. «В будущем сезоне все еще будет в моде правильность. Хотя правильность — это достаточно условное понятие, которое просто подразумевает удачное сложение нескольких составляющих — форм, цветов, фактур тканей, кроя — и попросту не режет глаз. Тут сложно выделить четкие правила, правильность — это удача. А чтобы такие удачи стали закономерностью, нужен определенный талант. В макияже сохранится преобладание натуральных цветов, естественность прежде всего. Сохранится монохромность — сейчас для нашего телевидения это очень удачные цвета». Остается только надеяться, что пресловутая модная правильность не сделает телевидение наше серым.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera