Сюжеты

РУССКИЕ ИДУТ. ИЗ ГОЛЛИВУДА

Этот материал вышел в № 53 от 27 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Сегодня, 27 июля, на XXII Московском международном кинофестивале во внеконкурсной программе (в 23.00, кинотеатр «Пушкинский») будет показан фильм «Танцуй со мной». Примечательно, что эта голливудская картина участвует в российском...


       
       Сегодня, 27 июля, на XXII Московском международном кинофестивале во внеконкурсной программе (в 23.00, кинотеатр «Пушкинский») будет показан фильм «Танцуй со мной». Примечательно, что эта голливудская картина участвует в российском фестивале и, пожалуй, впервые американская лента объективно повествует о событиях советской истории.
       Кроме сюжетной линии, «Танцуй со мной» связывает с Россией еще один момент, характеризующий уже нашу действительность, — этот голливудский фильм снят российской командой: режиссер Александр Буравский, оператор Владимир Климов, композитор Максим Дунаевский, продюсер Леонид Загальский, исполнительный продюсер Ирина Борисова...

 
       История, рассказанная в фильме, представляющем США во внеконкурсной программе XXII ММКФ, задевает за живое потому, что реальна. «Вырваться из холода» — так называется этот фильм в буквальном переводе с английского. (Российские прокатчики сменили экспрессивное «Вырваться из холода» на слабое и сладкое «Танцуй со мной».)
       Первые кадры «Танцуй со мной»: Москва 1956-го года. Заросший, оборванный одноногий калека бросается под колеса автомобиля американского посла и на чистейшем английском умоляет выслушать его, ведь он — американский гражданин. Это, пожалуй, самый драматичный момент фильма. Волна дикого отчаяния и надежды человека, попавшего в ловушку в чужой стране, буквально накрывает зрителей. «Американского гражданина» тут же забирают и внушают ему, «товарищу Скокову»: если еще раз дернется — сядет опять, или ему мало тринадцати лет лагеря?
       …Он приехал на гастроли в Эстонию в 40-м году, полюбил местную аристократку, а после присоединения Прибалтики к Советскому Союзу, уверенный в неприкосновенности американских граждан, попал в лагерь и очутился в Сибири. Паспорт американца, а вместе с ним его права сжигаются; Даниель Энтони Скотт превращается в Данилу Антоновича Скокова...
       Голливуд лишь несколько раз прорывается в картине. Самый яркий момент, прямо-таки взятый из жанра экшн: главный герой, придавленный бревнами на лесоповале, топором рубит себе придавленную ногу. Тюкает да тюкает по ней, а потом, конечно, усталый и истекающий кровью, ползет в лес, видимо, вперед к светлому будущему, к свободе... Ну, ребята, ну не доползет он! Умереть он должен — не от болевого шока, так от потери крови, или от заражения, или охранник его пристрелит... Леонид Загальский, продюсер фильма, поясняет: «Согласен, момент спорный. Но Саша Буравский, режиссер, действительно знал историю одного человека, который в сталинских лагерях, чтобы спастись, отрубил себе пальцы. Известны случаи, что люди отрубали себе конечности и выживали».
       Тема «Танцуй со мной» не сказать чтобы новая для Голливуда — время Второй мировой, нацизм и коммунизм, лагеря — те и другие, послевоенное медленное возвращение к нормальной жизни... Все это ставит «Танцуй со мной» Александра Буравского в один тематический ряд с фильмами «Жизнь прекрасна» Бениньи и «Чай с Муссолини» Дзеферелли. Ленты схожи не только временным периодом, но и способом передачи атмосферы — в «Танцуй со мной» на зрителя тоже оказывают давление прежде всего психологически — богемная атмосфера аристократической Эстонии конца 30-х, шелка и дорогие украшения сменяются грязью лагеря; в перерыве между тяжелой работой бывший артист слышит, как охранники заводят пластинку с записью его выступления...
       Плавные переходы с ч/б на цвет, когда воспоминания становятся реальностью, клиповый монтаж при съемках молниеносно отбивающих чечетку ног танцора, внедрение военной хроники... Все эти известные приемы гармонично вписываются в ткань фильма. Добавьте к этому мягкий свет, чуткую камеру оператора, естественную игру актеров, музыку Максима Дунаевского. Сожаление вызывает лишь то, что эта картина, снятая российской командой, представляет на ММКФ не Россию, а США.
       Леонид Загальский: «Почему российская команда снимает американский голливудский фильм? Невозможно продать картину, произведенную в России на русском языке, и окупить затраты, которые вложены в эту картину, на одном национальном рынке. А российские киношники-профессионалы... Например, оператор Владимир Климов справится со своей задачей лучше любого голливудского оператора, и почему тогда нам не пригласить его?
       Во внеконкурсном же показе картина участвует потому, что уже была на конкурсе в Монреале. Мы ничего не получили там, но это и не планировалось. К сожалению, Московский фестиваль сегодня практически потерял свое значение. Даже победа на нем не большое достижение для фильма. Ленты везут скорее в Венецию, в Канн, в Берлин... Но Московский фестиваль поднимется, и это подвиг — вообще его проводить».
       «Танцуй со мной» скоро выйдет в широкий прокат, и тогда российский зритель сам сможет оценить, чего же добились наши там, в Голливуде.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera