Сюжеты

ПУСТОТА БЛИЗКА НАРОДУ

Этот материал вышел в № 54 от 31 Июля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Чапаев» проездом из Петербурга Пелевина в Москве ставят впервые. Самую известную его вещь — «Чапаева и Пустоту» — взялся поставить молодой режиссер Павел Урсул, у которого за плечами несколько постановок по современной зарубежной прозе....


«Чапаев» проездом из Петербурга
       
       Пелевина в Москве ставят впервые. Самую известную его вещь — «Чапаева и Пустоту» — взялся поставить молодой режиссер Павел Урсул, у которого за плечами несколько постановок по современной зарубежной прозе. Мало кто верил в возможность постановки спорной (вызывающей много споров) прозы Пелевина. Однако репетиции идут с 18 января. Премьера планируется на осень.
       Команда актеров очень разномастная, для антрепризы многочисленная и молодая. Чапаева играет Сергей Никоненко, Петьку Пустоту — Евгений Сидихин, Анку — Маша Миронова. Котовского — Гоша Куценко, Сердюка — Павел Сборщиков.
       О постановке мы беседуем с героем российских боевиков Евгением Сидихиным в гримерке ДК им. Зуева. На вешалке висит потертая шинелька, на подоконнике — бейсболка цвета хаки, в углу притулилось инвалидное кресло. Сидихину, игравшему в кино внешне простые роли надежных парней, нужно достичь экзистенциальной простоты непростого образа Петра Пустоты.
       — Дав согласие, я потом часто говорил себе, что сделал большую ошибку, что это бульварная литература. На самом деле важно не это. Мы можем разыграть даже телефонный справочник.
       «Выражая это в терминах боевого искусства, скажем, что совершенный ум не задерживается на руке, держащей меч. Не фокусируя внимания на руке, в которой находится меч, вы наносите удар и убиваете противника. Вы не останавливаете свой ум на противнике. Противник есть Пустота. Я есть Пустота. Рука, держащая меч, и сам меч есть Пустота. Постигните это, но не позволяйте своему уму задерживаться на мыслях о Пустоте». Из «Писем мастера дзен мастеру фехтования».
       Евгений говорит, что во время репетиций происходили какие-то странные вещи. Все долго мучились, не находя нужной интонации. Вдруг показалось, что истина почти в руках, Петр жарко задекламировал текст, и... всех ослепила яркая вспышка, и тотчас во всем здании погас свет. Читатели Пелевина замечали, что его книги, оставленные на ночь открытыми, светятся в темноте и притягивают ночных насекомых.
       — Не возьмусь судить о Пелевине-литераторе. Главное, что в «Чапаеве» есть определенное поле, в котором можно задавать интересующие меня и моих друзей вопросы бытия. Озвучить вопросы, которые мы задаем в спектакле, значило бы ответить на них. А ответить — значит, соврать самим себе, ведь они из области подсознания. Сценическую версию мы делали втроем — Паша Урсул, Саша Наумов и я. И знаете, обнаружилась одна интересная вещь.
       
       Реализм, теургия и прочий теософический кокс
       — Когда я спросил Виктора Олеговича, кто такой Петр Пустота — бандит или поэт, он сказал: «Женя, у меня есть такой абзац: революционеру, занимающемуся подрывной деятельностью, снится, что он — бабочка и порхает среди цветов. Когда же он порхал среди цветов, ему казалось, что он — революционер. Вот и поэту снится, что он — бандит, а бандиту снится, что он — поэт». Мир действительно многогранен — революционер и бабочка во сне легко меняются местами».
       
       Раздвоился, но не расстроился
       — Когда я приехал на репетиции из Петербурга в Москву, душой я оставался со своей семьей в Петербурге. И присутствием в Москве как будто убивал постепенно себя, оставшегося в Питере. Тот питерский человек постепенно иссякал во мне, и тоска заполняла освобождавшееся пространство. Так я раздваивался. Правда, это подсказало мне ход для инсценировки. К тому же роман начинается с того, как Петр убивает своего приятеля по Тенишевскому училищу. А я сам там учился, это наш театральный институт на Моховой.
 
       Чапаев в бурке, а Петька в дурке
       — Иногда кажется, что в романе много мертвого, много дидактики, и возникает ощущение, что автор неестествен и хочет показаться каким-то разным. Иным. Какой он на самом деле, никто никогда не узнает. Мы на свой страх и риск взяли те смыслы, которые поняли и увидели. Постмодернизм тем и ценен, что позволяет это.
       «Мы в Японии не беспокоим Вселенную ненужными мыслями по поводу ее возникновения», — ласково сказал Кавабата Сердюку».
       В. Пелевин. «Чапаев и пустота».
       
       Лев Додин и тараканы
       — Я учился в ЛГИТМиКе у Льва Додина. Считаю его лучшим режиссером из всех, с кем мне довелось работать. Он проводил с нами очень много времени, и только сейчас я понемногу понимаю то, что он пытался вложить в нас. Однажды я участвовал в постановке «Старика» по Трифонову, и нам пришлось писать сценарий, адаптирующий прозу к сцене. Этот опыт мне сегодня пригодился.
       Я не вкладывал свои деньги и не очень обеспокоен кассовым успехом, хотя, наверное, антреприза должна быть на него нацелена. Мне важно, чтобы это был спектакль, в пространстве которого мне было бы приятно находиться. Моя давнишняя мечта — создать что-то такое, в чем было бы приятно пребывать. Сейчас эта мечта сбывается.
       Я не думаю, что тараканы в голове Пелевина клонированные. В спектакле вы почувствуете искренность высокой пробы, правда, она останется завуалированной, контекстной. Ведь роман этот — история болезни современного автора, история болезни поэта, не ставшего поэтом из-за страха перед собой. Если он кому-то недоступен, это не его беда. Слава богу, он стал доступен нам.
       
       Судя по тиражам пелевинских книг, этот автор стал доступен не только коллективу молодых актеров. Пустота (в прямом и переносном смысле, в мужском и в женском роде) оказалась на удивление близка и понятна народу. Так что пустота в билетной кассе и ее отсутствие в зрительном зале спектаклю скорее всего гарантированы.
       
       Справка напоследок
       Евгению Сидихину 35 лет. Родился в Ленинграде, живет в Петербурге. Окончил ЛГИТМиК (курс Льва Додина). Играл в Театре им. Ленсовета, БДТ. Снялся в 16 фильмах, в том числе в «Прорве», «Ретро втроем», «Бараке». За роль в «Бараке» номинировался на последнюю «Нику» в категории «Лучшая мужская роль». Сейчас номинирован на премию «Кумиры» вместе с Меньшиковым, Караченцовым, Ильиным. Служил в Афганистане. Женат.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera