Сюжеты

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР: «Я В .RU»

Этот материал вышел в № 56 от 07 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кабинет Касьянова обещает облегчить к себе доступ. Электронный. И создает свой собственный сайт Когда говорят, что Интернет проникает в самые отдаленные уголки, то степень дальности не всегда определяется географическим местоположением....


Кабинет Касьянова обещает облегчить к себе доступ. Электронный. И создает свой собственный сайт
       
       Когда говорят, что Интернет проникает в самые отдаленные уголки, то степень дальности не всегда определяется географическим местоположением. Иные «уголки» в центре Москвы, как то Кремль, Белый дом, разного рода министерства и ведомства, традиционно куда более «отдалены» от простого гражданина, нежели то, что расположено за тысячи километров. В их приемные нормальный человек и не сунется. Письменное обращение тоже не слишком вдохновляет. Люди в большинстве своем уверены, что пиши хоть до потопа, в лучшем случае гарантирована вежливая отписка из отдела по работе с обращениями граждан… В общем, посторонним вход воспрещен.
       И вдруг вход этот если не распахнулся, то хотя бы приоткрылся. В своем электронном виде. Обновленная власть в качестве декларации о намерении собственной открытости представила этот электронный доступ — свои сайты (http://president.kremlin.ru, www.gov.ru, www.government. gov.ru и т.д.), зайти на которые может любой, обладающий доступом в Интернет. Более того, власть обещает, что доступ этот не останется билетом в один конец, и вскоре рядовой пользователь, задавший через Интернет свой вопрос, вправе будет рассчитывать на его рассмотрение.
       Об этих намерениях нынешнего кабинета министров мы говорили с руководителем департамента правительственной информации правительства РФ Андреем КОРОТКОВЫМ:
 
       — Анализ почты, которая поступает в правительство, показывает, что большинство граждан волнуют очень простые вопросы: где найти инструкцию об установке телефона, какими нормами регулируется прокладка водопровода через его участок, по каким нормам рассчитывается пенсия. Но, обращаясь с такими простыми вопросами к чиновникам маленького ранга, люди встречают не всегда радушный прием, чаще —очереди, хамство…
       Но исполнительная власть заинтересована в открытости, практически все министерства и ведомства имеют свои сайты в Интернете. Но объем информации увеличивается, и без поисковой машины найти нужные данные, документы, распоряжения довольно сложно. В декабре прошлого года был создан официальный сайт правительства www.government.gov.ru, который имеет отсылы на все существующие сайты министерств. В сентябре презентуем обновленный сайт, который намерены снабдить поисковой машиной, где по одному-двум ключевым словам можно будет найти любое постановление правительства, закон и т. д.
       — Трудно себе представить, что бабушка, которую волнует лишняя десятка к ее пенсии или протекающая крыша, может войти в Интернет и найти ответ.
       — Это проблема. Мы пока не можем предложить готовое решение, а призываем к диалогу и представителей Интернет-сообщества, и граждан, и представителей власти — как можно организовать процесс, какие создать структуры или как реформировать структуры имеющиеся, чтобы человек, не имеющий доступа в Интернет, мог оперативно и быстро получить интересующую его информацию, связанную с деятельностью и решениями правительства. Возможно, и в Москве, и в регионах должна существовать некая служба, куда человек мог бы обратиться со своим вопросом, а сотрудники этой службы, уже через наш сайт, используя его возможности, помогли бы ему получить первичную информацию. Кроме того, мы адресуемся к той части наших граждан, которые умеют пользоваться новыми технологиями.
       Но возможность получения информации гражданами — это лишь часть возможностей, открывающихся при создании обновленного сайта правительства. Не секрет, что и чиновники не всегда знают, где искать интересующую их информацию, тем более чиновники нестоличные. И сайт играет роль большой справочной для чиновничества.
       Кроме того, на сайте будет собственная лента новостей. В какой-то степени мы будем выступать как официальное информационное агентство, чья информация полезна не только для чиновников, но и для журналистов.
       — Если я правильно поняла, то с помощью поисковой машины правительственного сайта можно будет в считанные минуты найти любой из ныне действующих законодательных актов?
       — В идеале, да. Но есть несколько сложностей. Зачастую одновременно с недавно принятыми законами действуют инструкции какого-нибудь 1954 года, львиная доля действующих законодательных актов не представлена в электронном виде, до сих пор на многих документах стоит гриф «Для служебного пользования» только потому, что этот гриф некому снять. Предстоит большая работа внутри министерств по переводу документации в разряд общедоступной и по переводу ее из бумажной в электронную.
       — То есть до идеала еще далеко?
       — Все это требует определенных средств, кадров, но работа реальная и вполне осуществимая. А мы уже думаем о следующем этапе, о том, что в мире называется «электронным правительством».
       — Сразу вспоминается Пелевин с его виртуальными власть имущими…
       — Ничего общего. Во всем мире «электронным правительством» называется такая ситуация, когда к минимуму сведены бумажные технологии, а деятельность правительства становится прозрачной для общества. В Финляндии, например, это уже повседневность, и для того, чтобы получить номер на автомобиль, не надо торчать в очередях, а достаточно заполнить формуляры на сайте их автоинспекции. Но в России фактически еще нет права электронной подписи, и соответствующий закон еще не принят Думой. Кроме того, для подобных идеальных электронных отношений общества с властью необходимо, чтобы доступ к Интернету был не у 5% населения, как сейчас в России, а у большинства.
       — Пока правительственный сайт работает, что называется в одну сторону — «вещает» сам. Предполагается ли обратная связь с пользователями в вашем обновленном варианте?
       — Некоторые варианты создания этой «обратной связи» для правительства мы пробуем реализовывать. Ведем трансляцию практически всех брифингов в Интернете, и любой пользователь Сети может задать свой вопрос. Но сайт правительства не может позволить себе односторонний форум, где люди будут обращаться в пустоту. Нужен штат специалистов, которые будут заниматься поступающими обращениями и предложениями. Не поболтать же с правительством хотят люди, они ждут ответа. В США в отделе, занимающемся только электронной перепиской Клинтона, 28 человек, у нас это численность всего департамента правительственной информации.
       Но в США есть другой интересный опыт, который нам, возможно, неплохо было бы перенять. Разработка этого портала электронного правительства США поручена Джорджтаунскому университету. Правительство заплатило деньги университету, и студенты и преподаватели занимаются сайтом, одновременно обеспечивая его работу и обучая студентов на конкретном примере.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera