Сюжеты

«ОБЗЫВАЛИ ЖУЛИКОМ И ПОЛЛОКОМ…»

Этот материал вышел в № 57 от 10 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Иан Кернер «Шаман с Бродвея». Постановка Эммануила Виторгана, в главной роли — Эммануил Виторган. Творческий центр «Новое искусство» Строго говоря, «жуликом и Поллоком» обзывали на эстетическом правеже начала 1960-х московского...


       
       Иан Кернер «Шаман с Бродвея». Постановка Эммануила Виторгана, в главной роли — Эммануил Виторган. Творческий центр «Новое искусство»
       

 
       Строго говоря, «жуликом и Поллоком» обзывали на эстетическом правеже начала 1960-х московского бедолагу-беспредметника в балладе Галича. При этом простой народ в лице тещи Ксении авангардиста-низкопоклонца горюче жалел и готов был тащить непутевого родственника на своем народном горбу. Со всем его творческим поиском вкупе.
       Давно дело было. Галич как-то не звучит. Слава абстрактных полотен Джексона Поллока поставлена скептическими потомками под сомнение. Ценности, мифы, герои 1950—1960-х обветшали. «Дети оттепели» и «дети цветов», открыватели ЛСД и апологеты портвейна «три топорика», битники и беззаконные кометы коктейль-холла на Пешков-стрит подводят предварительные итоги.
       Как всегда, страшнее всего итоги людей свиты.
       …Нью-йоркская студия «шамана» Уильяма Сэнда (Эммануил Виторган) стоит «сизого исподнего» хрущевской Москвы и самых ужасных сквотов 1970—1980-х. Грязь и нищета, бутылки и ржавый умывальник. Как ватные одеяла семисортных муз, переночевавших в ателье вповалку, скомканы по углам исполинские холсты. Ценность их как-то не обсуждается.
       Известно, впрочем, что Сэнд предложил крупному музею коллаж — холст, масло, лук, кетчуп, огурец. Эксперты оценили это как «похмельный синдром Джексона Поллока».
       Хорош герой: пьяненький, легкомысленный, переполненный историями (т.е. враньем, враньем, враньем), вздорный, всегда готовый перехватить четвертной без отдачи… Уверен в себе на почве малограмотности. Наводит страху-шухеру попыткой суицида в отхожем месте. (Патроны, конечно, холостые. Стреляет, конечно, в унитаз. Зовет его, конечно, толчком.)
       А то мы и так не знаем, сколько интеллигентных семей и связей-дружб ненужных держались на соплях да на угрозе самоубийства! Теперь дико вспомнить. Точно само время перестроили, как Тишинский рынок.
       Жалкая, ограниченная видом на ржавые крыши и расстрелянный сортир, поэзия судьбы Сэнда, оказывается, все-таки нужна его ангелу-хранителю, взрослому сыну Джексону (Максим Виторган).
       Зачем? Бог весть… Но даже память о том, как отец изъял у шестилетнего мальчика три доллара и выиграл на скачках, поставив на захудалую лошадь с громким именем Звезда Рима, вызывает у прагматика-праведника, подтянутого программиста из Вермонта, горький детский восторг.
       На этих отношениях держатся и пьеса Кернера, и спектакль «двух Виторганов».
       Все крепко, ровно, профессионально. Динамичный диалог пробуждает чувства добрые… В разносортице нынешних антрепризных действ «Шаман с Бродвея» — ближе к ядовитому, но яркому, оранжерейному, но абсолютно живому произрастанию «Коллекции Гарольда Пинтера» Мирзоева—Каплевича—Гафта—Маковецкого—Суханова—Шаниной, чем к беспардонной «Черте» или к «Сильвии», равнодушно отработанной достойными людьми.
       Он явно и задуман как сценическая беллетристика, этот спектакль. Но в нем есть две сцены.
       Они выламываются из замысла.
       Только открылся занавес, синяя тьма, пятна лунного света превращают пропитую берлогу Сэнда в руины «города золотого» (сценография А. Горенштейна). И магнитофон системы «Яуза» играет печальную балладу Леонарда Коэна. Этого достаточно.
       …И потом — в той же берлоге, на коленях, обняв тот же магнитофон, сотрясаясь, что-то бормоча голосу на покупной студийной пленке (это единственная память о друзьях юности), Сэнд—Виторган слушает балладу того же Коэна об отеле «Челси», в котором гнездилось и толпилось их поколение сорок лет назад.
       Когда ни табели о рангах, ни скрижали судьбы не были еще составлены.
       
       Спектакль идет 10 августа, в 19.00, на сцене МТЮЗа.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera