Сюжеты

«ОБЗЫВАЛИ ЖУЛИКОМ И ПОЛЛОКОМ…»

Этот материал вышел в № 57 от 10 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Иан Кернер «Шаман с Бродвея». Постановка Эммануила Виторгана, в главной роли — Эммануил Виторган. Творческий центр «Новое искусство» Строго говоря, «жуликом и Поллоком» обзывали на эстетическом правеже начала 1960-х московского...


       
       Иан Кернер «Шаман с Бродвея». Постановка Эммануила Виторгана, в главной роли — Эммануил Виторган. Творческий центр «Новое искусство»
       

 
       Строго говоря, «жуликом и Поллоком» обзывали на эстетическом правеже начала 1960-х московского бедолагу-беспредметника в балладе Галича. При этом простой народ в лице тещи Ксении авангардиста-низкопоклонца горюче жалел и готов был тащить непутевого родственника на своем народном горбу. Со всем его творческим поиском вкупе.
       Давно дело было. Галич как-то не звучит. Слава абстрактных полотен Джексона Поллока поставлена скептическими потомками под сомнение. Ценности, мифы, герои 1950—1960-х обветшали. «Дети оттепели» и «дети цветов», открыватели ЛСД и апологеты портвейна «три топорика», битники и беззаконные кометы коктейль-холла на Пешков-стрит подводят предварительные итоги.
       Как всегда, страшнее всего итоги людей свиты.
       …Нью-йоркская студия «шамана» Уильяма Сэнда (Эммануил Виторган) стоит «сизого исподнего» хрущевской Москвы и самых ужасных сквотов 1970—1980-х. Грязь и нищета, бутылки и ржавый умывальник. Как ватные одеяла семисортных муз, переночевавших в ателье вповалку, скомканы по углам исполинские холсты. Ценность их как-то не обсуждается.
       Известно, впрочем, что Сэнд предложил крупному музею коллаж — холст, масло, лук, кетчуп, огурец. Эксперты оценили это как «похмельный синдром Джексона Поллока».
       Хорош герой: пьяненький, легкомысленный, переполненный историями (т.е. враньем, враньем, враньем), вздорный, всегда готовый перехватить четвертной без отдачи… Уверен в себе на почве малограмотности. Наводит страху-шухеру попыткой суицида в отхожем месте. (Патроны, конечно, холостые. Стреляет, конечно, в унитаз. Зовет его, конечно, толчком.)
       А то мы и так не знаем, сколько интеллигентных семей и связей-дружб ненужных держались на соплях да на угрозе самоубийства! Теперь дико вспомнить. Точно само время перестроили, как Тишинский рынок.
       Жалкая, ограниченная видом на ржавые крыши и расстрелянный сортир, поэзия судьбы Сэнда, оказывается, все-таки нужна его ангелу-хранителю, взрослому сыну Джексону (Максим Виторган).
       Зачем? Бог весть… Но даже память о том, как отец изъял у шестилетнего мальчика три доллара и выиграл на скачках, поставив на захудалую лошадь с громким именем Звезда Рима, вызывает у прагматика-праведника, подтянутого программиста из Вермонта, горький детский восторг.
       На этих отношениях держатся и пьеса Кернера, и спектакль «двух Виторганов».
       Все крепко, ровно, профессионально. Динамичный диалог пробуждает чувства добрые… В разносортице нынешних антрепризных действ «Шаман с Бродвея» — ближе к ядовитому, но яркому, оранжерейному, но абсолютно живому произрастанию «Коллекции Гарольда Пинтера» Мирзоева—Каплевича—Гафта—Маковецкого—Суханова—Шаниной, чем к беспардонной «Черте» или к «Сильвии», равнодушно отработанной достойными людьми.
       Он явно и задуман как сценическая беллетристика, этот спектакль. Но в нем есть две сцены.
       Они выламываются из замысла.
       Только открылся занавес, синяя тьма, пятна лунного света превращают пропитую берлогу Сэнда в руины «города золотого» (сценография А. Горенштейна). И магнитофон системы «Яуза» играет печальную балладу Леонарда Коэна. Этого достаточно.
       …И потом — в той же берлоге, на коленях, обняв тот же магнитофон, сотрясаясь, что-то бормоча голосу на покупной студийной пленке (это единственная память о друзьях юности), Сэнд—Виторган слушает балладу того же Коэна об отеле «Челси», в котором гнездилось и толпилось их поколение сорок лет назад.
       Когда ни табели о рангах, ни скрижали судьбы не были еще составлены.
       
       Спектакль идет 10 августа, в 19.00, на сцене МТЮЗа.
       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera