Сюжеты

ПЛАНЕТА ПРИОТКРЫТЫХ ЧЕМОДАНОВ

Этот материал вышел в № 57 от 10 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Москве идет фестиваль клоунады. В гербе у него морковка Остановившись на лестнице, я проверил, со мной ли ключи: ключ от парадного, от квартиры и от письменного стола, где, в свою очередь, лежит ключ от велосипеда. Я уже давно подумываю...


В Москве идет фестиваль клоунады. В гербе у него морковка
       
       Остановившись на лестнице, я проверил, со мной ли ключи: ключ от парадного, от квартиры и от письменного стола, где, в свою очередь, лежит ключ от велосипеда. Я уже давно подумываю о пантомиме «Ключи»: в руках у меня целая связка ключей изо льда, которые во время выступления постепенно тают.
       Генрих Белль, «Глазами клоуна»

       

 
       Представления идут почти что каждый день. Но нет ни номинаций, ни призов — только аплодисменты.
       Придумали и привели в движение «Планету клоунады» компания Comedy Club и Творческий центр «Новое искусство».
       Фестиваль открылся 20 июля и продлится полтора месяца. Нынче он — в Театре юного зрителя, а с 18 августа по 2 сентября — в ЦДХ. Выступают не только столичные артисты, но и клоуны из Питера, из Одессы, из Нальчика.
       Ну так вот. Самое пестрое представление на всей «Планете…» — «День открытых чемоданов», то бишь клоунский дивертисмент. «День…» первый прошел 20 июля, второй — 2 августа. В фойе ТЮЗа клоуны и клоунессы тешат публику: демонстрируют способности крошечной собачки, учат делать фигурки из воздушных шариков. Наблюдая за оным процессом, преступно было бы не вспомнить фильм «Маска», где Джим Кэрри — тоже в общем-то клоун — из резиновых шаров «слепил» автомат Томпсона, вслед за чем и открыл из последнего длинную очередь (Прим. авт.). Клоуны не стреляют. Зато бьют публику по голове пластмассовыми молоточками.
       …Очень чувствуется, что фестиваль — первый. Дело святое, а разносортица отчаянная. Артисты коллектива «Ламный-театр» показали «выступление военного ансамбля песни и пляски конно-морской авиации и бронетанковой кавалерии» «Уходили в море моряки». В финальной части представления выяснилось, что под синими брюками у них синие же трусы. Уже смешно… А на синих трусах — белые буквы, у одного «БАЛ», у другого, значит, «ТИКА», у первого «КО», у второго — «НЕЦ» соответственно. Еще смешнее…
       Но запомнился другой дуэт, студенты циркового училища. Мим побольше и поздоровее по-всякому глумился над мимом низким и узким в плечах. Глумился бугай так проникновенно, что в какой-то момент надел кепку, ухватил своего напарника и в горизонтальном положении водрузил себе на голову. После чего маленький под ожесточенные аплодисменты закрутился на голове у большого. Издали зрелище могло вызвать отдаленную ассоциацию с вентилятором, который вот-вот взорвется. Сценка почти из жизни. Но молодые люди храбры и пластичны.
       Лауреат международных конкурсов клоун Папиш на сцене ТЮЗа «сделал» саксофон, надрывался и хрипел голосом чернокожего джазмена. Подобные штуки для пущего кайфа следует слушать с закрытыми глазами. Но глаза почему-то закрываться не хотели.
       Театр «Микос» — клоуны-абсурдисты. На сцену выходит мим, выносит стул. Потом идет за кулисы и выкатывает фортепиано. Катит, дрожа от натуги, к стулу инструмент… Появляется второй — в концертном фраке, в туфлях, но — бритый наголо и с пленительно идиотской улыбкой. Он долго собирается с мыслями, садится за клавиатуру, забывает, что решил играть, потом вдруг вспоминает и… появляется третий — с алюминиевой посудой. Как только бритый приступает к игре, тот, третий, с помощью целлулоидных шариков и крынок начинает жонглировать в такт. Бритому это не нравится, бритый идет в атаку… Четвертый мим — с физиономией самой нелепой — всякий раз пытается во всем участвовать и постоянно оказывается посаженным на крышку фортепиано, пугливо смотрит вниз, тщится слезть. В конечном счете тот, что с крынками, выделяет ему посудину, которую чудик надевает на голову и — вниз «солдатиком».
       Театр пародии и эксцентрики Bim-Bom, как, впрочем, и театр «Микос», за границей знают лучше, чем на родине. Пять девушек и трое молодых людей пародируют всех и вся: акробатов, танцоров, актеров, мимов. Но нежнее прочего любят композиторов и певцов. Не совсем понятно только, как заграничный зритель сопоставляет пародию с оригиналом: у Bim-Bomа есть номера специально для Вайкуле, для Варум, для госпожи АБП и Киркорова, Шуры, «Иванушек…» К последним относится следующая реприза: «Не пойте, Иванушки, козлятами станете!»
       На «сольнике» «бим-бомов» особенно запомнились два номера: первый — пантомима. Звучит песня Хулио Иглесиаса «Натали». На сцену выбегает клоун в коричневом плаще, на плече у него мешок. Клоун просовывает в мешок голову и через несколько мгновений извлекает надувную девушку и начинает с нею танцевать, обниматься, любить, ненавидеть, потом любить еще сильнее и снова отвергать, а после — целовать еще более страстно… А потом девушка потихоньку сдувается, и клоун, опустив голову, медленно уносит на плече свою сморщившуюся жизнь.
       Что же до второго, то это была не клоунада, а какое-то другое — совсем уж запредельное искусство. Юноша и девушка залезают в объемные узорчатые «мешки», изготовленные по принципу пододеяльников. Уже внутри вытягивают руки и ставят ноги шире плеч. И начинается танец. Если войти в зал в середине номера, можно подумать, что это — две плоские фигуры и что они — марионетки. А если быть зрителем с самого начала, сие понимается как любовь виртуальная.
       И кстати! Кто худрук у театра Bim-Bom? Человек по имени Валерий Левушкин. Тот самый, который когда-то — в «АБВГдейке» вместе с Ириской, Клепой и Аликом, всегда в зеленом фраке и с нотными знаками на щеках… Теперь Левушкин не такой, как в «АБВГдейке». Теперь он художественный руководитель труппы. В волосах проседь, в руке — мобильный телефон. Но глаза — те же.
       — С клоунадой сейчас не происходит ничего, — считает Валерий Левушкин. — Потому что ее нет. Потому что многие молодые клоуны не видели Олега Попова даже в записи — они только знают про кеды и про клетчатую кепку. И штука вся в том, что ничего поделать нельзя. Надо просто ждать, и все произойдет само.
       Еще наш корреспондент познакомился с Владимиром Лебедевым. Клоун непростой: имеет три высших образования. Сейчас ему сорок лет. В клоунаду он пришел сравнительно поздно, но считает ее делом жизни.
       — Нет, клоунада не мертва, просто она больна. Наверное, это пройдет. Бытует мнение, что клоуны в жизни — люди тусклые. Глаза клоуна надо видеть либо до представления — когда он смотрит в зал через занавес, либо после — когда клоун сидит в гримерной — полчаса, час, два…
       На 1-й «Планете…» желали бы выступить многие клоуны. Но далеко не все смогут. А это значит, что в августе будущего года, точнее, века, «закрутится» новая «Планета клоунады». Если все получится, состоится и 2-й Московский…, и 3-й…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera