Сюжеты

ПЛАНЕТА ПРИОТКРЫТЫХ ЧЕМОДАНОВ

Этот материал вышел в № 57 от 10 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Москве идет фестиваль клоунады. В гербе у него морковка Остановившись на лестнице, я проверил, со мной ли ключи: ключ от парадного, от квартиры и от письменного стола, где, в свою очередь, лежит ключ от велосипеда. Я уже давно подумываю...


В Москве идет фестиваль клоунады. В гербе у него морковка
       
       Остановившись на лестнице, я проверил, со мной ли ключи: ключ от парадного, от квартиры и от письменного стола, где, в свою очередь, лежит ключ от велосипеда. Я уже давно подумываю о пантомиме «Ключи»: в руках у меня целая связка ключей изо льда, которые во время выступления постепенно тают.
       Генрих Белль, «Глазами клоуна»

       

 
       Представления идут почти что каждый день. Но нет ни номинаций, ни призов — только аплодисменты.
       Придумали и привели в движение «Планету клоунады» компания Comedy Club и Творческий центр «Новое искусство».
       Фестиваль открылся 20 июля и продлится полтора месяца. Нынче он — в Театре юного зрителя, а с 18 августа по 2 сентября — в ЦДХ. Выступают не только столичные артисты, но и клоуны из Питера, из Одессы, из Нальчика.
       Ну так вот. Самое пестрое представление на всей «Планете…» — «День открытых чемоданов», то бишь клоунский дивертисмент. «День…» первый прошел 20 июля, второй — 2 августа. В фойе ТЮЗа клоуны и клоунессы тешат публику: демонстрируют способности крошечной собачки, учат делать фигурки из воздушных шариков. Наблюдая за оным процессом, преступно было бы не вспомнить фильм «Маска», где Джим Кэрри — тоже в общем-то клоун — из резиновых шаров «слепил» автомат Томпсона, вслед за чем и открыл из последнего длинную очередь (Прим. авт.). Клоуны не стреляют. Зато бьют публику по голове пластмассовыми молоточками.
       …Очень чувствуется, что фестиваль — первый. Дело святое, а разносортица отчаянная. Артисты коллектива «Ламный-театр» показали «выступление военного ансамбля песни и пляски конно-морской авиации и бронетанковой кавалерии» «Уходили в море моряки». В финальной части представления выяснилось, что под синими брюками у них синие же трусы. Уже смешно… А на синих трусах — белые буквы, у одного «БАЛ», у другого, значит, «ТИКА», у первого «КО», у второго — «НЕЦ» соответственно. Еще смешнее…
       Но запомнился другой дуэт, студенты циркового училища. Мим побольше и поздоровее по-всякому глумился над мимом низким и узким в плечах. Глумился бугай так проникновенно, что в какой-то момент надел кепку, ухватил своего напарника и в горизонтальном положении водрузил себе на голову. После чего маленький под ожесточенные аплодисменты закрутился на голове у большого. Издали зрелище могло вызвать отдаленную ассоциацию с вентилятором, который вот-вот взорвется. Сценка почти из жизни. Но молодые люди храбры и пластичны.
       Лауреат международных конкурсов клоун Папиш на сцене ТЮЗа «сделал» саксофон, надрывался и хрипел голосом чернокожего джазмена. Подобные штуки для пущего кайфа следует слушать с закрытыми глазами. Но глаза почему-то закрываться не хотели.
       Театр «Микос» — клоуны-абсурдисты. На сцену выходит мим, выносит стул. Потом идет за кулисы и выкатывает фортепиано. Катит, дрожа от натуги, к стулу инструмент… Появляется второй — в концертном фраке, в туфлях, но — бритый наголо и с пленительно идиотской улыбкой. Он долго собирается с мыслями, садится за клавиатуру, забывает, что решил играть, потом вдруг вспоминает и… появляется третий — с алюминиевой посудой. Как только бритый приступает к игре, тот, третий, с помощью целлулоидных шариков и крынок начинает жонглировать в такт. Бритому это не нравится, бритый идет в атаку… Четвертый мим — с физиономией самой нелепой — всякий раз пытается во всем участвовать и постоянно оказывается посаженным на крышку фортепиано, пугливо смотрит вниз, тщится слезть. В конечном счете тот, что с крынками, выделяет ему посудину, которую чудик надевает на голову и — вниз «солдатиком».
       Театр пародии и эксцентрики Bim-Bom, как, впрочем, и театр «Микос», за границей знают лучше, чем на родине. Пять девушек и трое молодых людей пародируют всех и вся: акробатов, танцоров, актеров, мимов. Но нежнее прочего любят композиторов и певцов. Не совсем понятно только, как заграничный зритель сопоставляет пародию с оригиналом: у Bim-Bomа есть номера специально для Вайкуле, для Варум, для госпожи АБП и Киркорова, Шуры, «Иванушек…» К последним относится следующая реприза: «Не пойте, Иванушки, козлятами станете!»
       На «сольнике» «бим-бомов» особенно запомнились два номера: первый — пантомима. Звучит песня Хулио Иглесиаса «Натали». На сцену выбегает клоун в коричневом плаще, на плече у него мешок. Клоун просовывает в мешок голову и через несколько мгновений извлекает надувную девушку и начинает с нею танцевать, обниматься, любить, ненавидеть, потом любить еще сильнее и снова отвергать, а после — целовать еще более страстно… А потом девушка потихоньку сдувается, и клоун, опустив голову, медленно уносит на плече свою сморщившуюся жизнь.
       Что же до второго, то это была не клоунада, а какое-то другое — совсем уж запредельное искусство. Юноша и девушка залезают в объемные узорчатые «мешки», изготовленные по принципу пододеяльников. Уже внутри вытягивают руки и ставят ноги шире плеч. И начинается танец. Если войти в зал в середине номера, можно подумать, что это — две плоские фигуры и что они — марионетки. А если быть зрителем с самого начала, сие понимается как любовь виртуальная.
       И кстати! Кто худрук у театра Bim-Bom? Человек по имени Валерий Левушкин. Тот самый, который когда-то — в «АБВГдейке» вместе с Ириской, Клепой и Аликом, всегда в зеленом фраке и с нотными знаками на щеках… Теперь Левушкин не такой, как в «АБВГдейке». Теперь он художественный руководитель труппы. В волосах проседь, в руке — мобильный телефон. Но глаза — те же.
       — С клоунадой сейчас не происходит ничего, — считает Валерий Левушкин. — Потому что ее нет. Потому что многие молодые клоуны не видели Олега Попова даже в записи — они только знают про кеды и про клетчатую кепку. И штука вся в том, что ничего поделать нельзя. Надо просто ждать, и все произойдет само.
       Еще наш корреспондент познакомился с Владимиром Лебедевым. Клоун непростой: имеет три высших образования. Сейчас ему сорок лет. В клоунаду он пришел сравнительно поздно, но считает ее делом жизни.
       — Нет, клоунада не мертва, просто она больна. Наверное, это пройдет. Бытует мнение, что клоуны в жизни — люди тусклые. Глаза клоуна надо видеть либо до представления — когда он смотрит в зал через занавес, либо после — когда клоун сидит в гримерной — полчаса, час, два…
       На 1-й «Планете…» желали бы выступить многие клоуны. Но далеко не все смогут. А это значит, что в августе будущего года, точнее, века, «закрутится» новая «Планета клоунады». Если все получится, состоится и 2-й Московский…, и 3-й…
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera