Сюжеты

ДАЕШЬ «ТРИУМФ»?

Этот материал вышел в № 59 от 17 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На Лазурном берегу ожидается Фестиваль российской культуры. Славу Дягилевских сезонов устроители пока не затмили... К тому же в эпоху Дягилева в России не бедствовали оркестры и библиотеки... В 1998 году в мэрии Канна решили дать «зеленую...


На Лазурном берегу ожидается Фестиваль российской культуры. Славу Дягилевских сезонов устроители пока не затмили... К тому же в эпоху Дягилева в России не бедствовали оркестры и библиотеки...
       
       В 1998 году в мэрии Канна решили дать «зеленую улицу» русским. Так в городе появился «Фестиваль российской культуры — искусство без границ».
       Еще в феврале в Париже и Москве устроили банкеты. Поили шампанским, раздавали буклеты.
       Качество буклетов среднее: фотографии расплываются.
       Герои фестиваля представлены весьма разнородно — на любительских снимках застенчиво улыбаются мэр Канна и генеральный директор туристического агентства, спонсирующего фестиваль, мадам Бельтюкова. С трудом узнаешь кинозвезд Маковецкого, Янковского, телеведущего Познера, пианиста Мацуева. Чуть разборчивее изображения двадцатилетней давности Моисеева и Григоровича. Инна Чурикова царственно позирует в интерьере отеля «Мартинес» — явно другие страна и эпоха. Прелестная Елена Сафонова представлена в столь неловкой позе, как будто ее застали врасплох... Пообещав публике на первой странице буклета балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке «Кремлевского балета», его составители почему-то на странице двенадцатой поместили фотографии сцен из «Лебединого озера» и «Жизели». Только Эрнст Неизвестный, как всегда, не растерялся: во всю четырнадцатую страницу он стоит, картинно отставив ногу, с кистью в руке на фоне собственной картины. А на следующей странице интимно улыбается Папе Иоанну Павлу Второму.
       Теперь по сути программы. В Канне 24 августа состоятся церемония открытия и гала-концерт «Ансамбля народного танца» Игоря Моисеева (в каких только церемониях не приходилось принимать участие этому ансамблю, и всегда успешно). После фуршета будет фейерверк. Слова сплошь иностранные, поэтому поясню: это пьянка-гулянка на берегу Средиземного моря, традиционная для всех без исключения каннских фестивалей.
       Следующий день посвящен кино. Об этом никакой точной информации, и мы разыскиваем самого осведомленного человека — Катрин Леон. Она отвечает за спонсоров, прессу и рекламу фестиваля с французской стороны, что означает больше, чем художественное руководство. Сложность организации русского фестиваля мадам Леон может сравнить только с... подготовкой ралли Париж — Дакар, чем она занимается уже не один год. Катрин всерьез озабочена кинопрограммой, в которой еще не все ясно. Никакой «зауми» и трагедий показывать не будут — все должно быть «по-средиземноморски» приятственно.
       «Зато я абсолютно спокойна за успех музыкантов. Я недаром пригласила Дениса Мацуева сыграть сольный концерт на недавней презентации фестиваля. У него был ошеломляющий успех. Не знаю, как на вкус русских, а французские ценители считают его очень изысканным пианистом. Все, как всегда, уверены в успехе русского балета — как классического, так и фольклорного».
       Разумеется, в программе присутствует слово «Виртуозы», только, к сожалению, не «Москвы» Владимира Спивакова, а «Виртуозы России». Так назвали концерт, на котором будут играть маститый скрипач Виктор Третьяков, надежный, как его почти однофамилец — хоккеист, и уже упомянутый Мацуев, молодой, но «обстрелянный» на конкурсе Чайковского, золотым медалистом которого он является. Оба музыканта исполнят знаменитые концерты Чайковского с Симфоническим оркестром Москвы. Оркестр «молодой», создан десять лет назад. Кто его основал, буклет умалчивает. Дирижировать оркестром будет Владимир Зива, сделавший карьеру с Симфоническим оркестром Нижнего Новгорода.
       «Золотые голоса» — так скромно назван вокальный вечер. Его анонсирует фотография Лучано Паваротти, обнявшего за плечи Викторию Лукинец. Из них двоих петь будет только Лукинец, надо надеяться, не хуже знаменитого маэстро. А ее партнер по концерту Олег Кулько имеет шанс «перепеть» итальянца, потому как тоже тенор.
       Приглашение на фестиваль Юрия Григоровича вселяет надежду на восстановление если не справедливости по отношению к выдающемуся деятелю балета, то, по крайней мере, равновесия на фоне неумеренных дифирамбов Владимиру Васильеву.
       Первые два фестиваля в Канне имели средний успех. Все надеются на укрепление репутации предприятия в этом году. Конечно, хорошо, когда русское искусство представлено в Европе. Приятно видеть...
       Но не могу избавиться от вопроса: кому это нужно?
       Действительно ли уважаемые обладатели «бешеных денег», способные запросто «отстегнуть» несколько миллиончиков, так любят русскую культуру, что горят желанием ее поддерживать и распространять славу о ней? Или ее новые покровители возлюбили ее не просто так, а как Б. А. Березовский? Который не просто учредил премию «Триумф» для тех, кто в искусстве и культуре уже много преуспел и без его «аполлинических» игр, а еще с помпой (и, разумеется, банкетами) привозил в Париж своих «премиантов», чтобы, похоже, вместе с именами представителей художественной элиты России вписать свое имя в историю новых «Русских парижских сезонов». И возможно, потягаться со славой Сергея Дягилева?
       А в это самое время в России музыканты голодали целыми оркестрами за неимением денег на оплату учебы и инструменты. И ни один из наших олигархов не взял на себя хоть малую толику расходов на эту самую российскую культуру.
       Если вы все, господа хорошие, за нее, за культуру нашу так болеете душой, ну чего бы вам стоило к тем деньгам, что уже потратили и еще собираетесь потратить на международный фестиваль, прибавить некоторую сумму и передать той же самой Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, которая воспитала Третьякова, Спивакова, Ростроповича, Гилельса и многих-многих других, на ремонты, повышение мизерных зарплат учителям и стипендии ребятам?
       Говорят, вот, мол, такие крупные фирмы, как «Форд» или «Панасоник», тоже «отстегивают» на культурные акции большие деньги, при проведении которых платят сумасшедшие гонорары популярным артистам, чтобы поднять свой престиж. Так это же другое дело.
       Если бы наши денежные люди «раскручивали» конкурсы и фестивали, чтобы привлечь внимание широких масс трудящихся к российской продукции, если после их проведения начнут покупать за рубежом наши «Волги», холодильники «Стинол» или валенки, тогда — вперед, ребята! Сорите деньгами сегодня, чтобы завтра ваши рабочие получали наравне с фордовскими.
       А пока новые русские фестивали — почти чистое «искусство для искусства» и реклама туристического агентства, которое заманивает западных туристов русским искусством... на их же собственное Средиземное море. Вот такие «фестивали», господа...
       
       P.S.
       Замечу, что пристегнутая к названию формула «искусство без границ» несколько дезориентирует: у искусства множество границ, включая эстетику, вкус, умение, язык, традиции и многое другое. Большинство устроителей русских фестивалей за рубежом выбирают для своих названий нечто претенциозное вроде «Русские триумфы в Париже» — то же самое, что «Апофеоз русского искусства» или «На Олимпе — русское искусство». Надобно бы раньше доказать, что это именно «триумфы», когда публика переполняет залы и ликует, а не просто «сезоны», когда артистам приходится выступать в аудиториях, наполовину заполненных официальными лицами. Ну да ладно, учимся маркетингу в культурной сфере у канадских «Макдоналдсов» и стараемся, как умеем.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera