Сюжеты

ЖАРКОЕ ЛЕТО ХХI ВЕКА

Этот материал вышел в № 59 от 17 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Детский Фестиваль визуальных искусств в «Орленке» жил по законам Гудвина. В общей сложности их четыре... Полковник выходит на тропу мира Из обыденной московской прохлады самолета пассажиры вываливались, словно клецки в кипящий бульон....


Детский Фестиваль визуальных искусств в «Орленке» жил по законам Гудвина. В общей сложности их четыре...
       
       Полковник выходит на тропу мира
       Из обыденной московской прохлады самолета пассажиры вываливались, словно клецки в кипящий бульон.
       Сенсационная жара — плюс 51 (34 в тени, которой нет) — заливала край. Отдельные не утратившие аналитических навыков особи начинали догадываться, что так называемый «фестиваль» — кодовое название ино-
       планетного десанта. Без скафандров и карт мы высадились на чужой космический берег и бредем, очумевшие от зноя, по пустому выжженному полю космодрома, без стеснения, как дети, раздеваясь на ходу.
       А догадаться следовало бы раньше. Недаром улетали с военного аэродрома, где имя Преториуса открывало нам все двери.
       Загадочный полковник Преториус слал морзянку сквозь парсеки, и порывистый человек, похожий на режиссера Владимира Грамматикова, принимал сигналы антеннами, скрытыми, судя по всему, в его кустистых бровях.
       Голый десант, расползшись по автобусам и дыша, как рыбы на берегу, тронулся через раскаленную планету с жарким названием «Красный дар» туда, где ждал Преториус: за перевал, в землю обетованную, омываемую морем и населенную детьми.
       Полковник Преториус все замечательно предусмотрел. Галактический разум подсказал ему, что на зеленый остров голоногих подростков, завернутый в шелковое море (землю, которую он, непобедимый Преториус, намерен оккупировать), ему, Преториусу, надлежит явиться в пленительном обличии загорелой блондинки. Потому что нес с собой Преториус не меч, но мир, кайф, праздник и гармонию. И образ красавицы больше подходил его, Преториуса, задачам, чем истинная его, Преториуса, суть, — танка, трактора и артиллерийской системы «катюша».
       И стало так.
       Полковник Преториус придумал себе нежное имя Лариса и для большей убедительности даже обзавелся мужем — правда, тоже полковником (борт-врачом) Петровым. В щедрой Югорской земле — в краю нефти, пушнины и самых высоких на Руси зарплат — «Лариса» Преториус нашел широких людей, и широкие эти люди во главе с губернатором автономии Александром Филипенко встали под его знамена со всем своим сибирским богатством наперевес. Неподалеку от города-порта Туапсе хантымансийцы выстроили небывало шикарный пансионат «Югра», где расположилась ставка Преториуса. Сверкающий фюзеляж «Ларисы» мелькал в Тюменской нефтяной компании, корпорации «Марс» (толстый-толстый слой шоколада), в компании «Формоза» (компьютеры), в Гранд-Инвест банке; спонсоры с песней сдавались Преториусу. Военный аэродром в Чкаловске выделил чартер. И только с керосином вышел затык. Тогда Преториус пришел к главному керосинщику военной части и пригрозил: не будет горючего — он, Преториус, застрелится непосредственно в кабинете.
       Вот примерно ценой каких усилий попал фестивальный десант на раскаленную планету «Красный дар» и далее — в пансионат «Югру», откуда до Всероссийского детского центра «Орленок» рукой подать.
       Проект обращения детского киножюри 4-го Всероссийского фестиваля визуальных искусств
       Глубокоуважаемый господин президент РФ! Дорогие кинематографисты!
       Обращаемся к вам с большой просьбой: спасите детское кино! Мы видим, как льются с экранов бурным потоком ругань, насилие, ужас. Даже в фильмах, претендующих называться детскими. Задумайтесь, какими мы вырастем, воспитываясь на этом. Мы очень хотим видеть фильмы, которые будут возвышать и радовать наши души. Мы понимаем, что детское кино не такое прибыльное, как взрослое. Но уверяем вас, что вложенные в создание хорошего детского кино средства обязательно окупятся потом, когда мы вырастем здравомыслящими и одухотворенными гражданами своей Родины.
       Мы просим вас: окажите государственную поддержку детскому кинематографу! Взываем к вам, пока не поздно!
       
       Привет, «Орленок»!
       Синоптики обещали смерчи. Открытие срывалось.
       К вечеру ураган внезапно улегся. Синоптики в недоумении стучали по стеклу приборов. Но мы-то знаем, что это Преториус остановил бурю железной рукой...
       ...Четыре года назад Лариса и Грамматиков с верной дружиной придумали детский праздник, какого нет в мире: фестиваль визуальных искусств на базе ВДЦ «Орленок» под Туапсе. Насчет того, что нет в мире, не я придумала. Энергичный толстяк месье Лефевр, директор детского международного кинофестиваля во французском городе Лаоне (знаток предмета), восторженно, как мячик, скакал по аллеям «Орленка», простирал коротенькие ручки и поминутно восклицал: «Импосибль!». В смысле — невероятно.
       И фестиваль в этом небывалом месте Преториус (генеральный директор) и Грамматиков (президент) сочинили небывалый. Правда, не от хорошей жизни. Когда-то тем же составом проводили кинофестиваль в «Артеке». И столкнулись с довольно экстравагантной проблемой устройства детского кинофестиваля в условиях отсутствия детского кино. За последние пять лет у нас, в стране золотого детства, создано шесть детских фильмов. Но не лишать же ребят праздника из-за того, что нами управляют жадные и малокультурные дяди, а порой и тети. Так родился «фестиваль визуальных искусств», представленных шестью номинациями: кино, телевидение, анимация, компьютерные игры, детское экранное творчество, а также дипломные работы «режиссеров ХХI века» — выпускников ВГИКа и Высших режиссерских курсов.
       Это, пожалуй, единственный фестиваль в мире, озабоченный не столько форумом и конкурсом, сколько гуманитарным смыслом происходящего. Правда, Николай Бурляев, председатель детского киножюри, считает, что та же мораль заложена и в его «Золотой Витязь». Не знаю, не бывала. Думаю, что генерализованная национальная и религиозная идея неизбежно ведет к тоталитарности, от которой свободен вольный «Орленок».
       Фестиваль вписан в быт лагеря как большая игра-урок, длящаяся целую неделю в режиме нон-стоп. Каждую из шести номинаций оценивают шесть детских жюри. Ежедневно гости фестиваля проводят в дружинах мастер-классы. Ребята вперемешку с артистами, журналистами, телеведущими, художниками носятся с поляны на поляну, из зала в зал как угорелые, не успевая даже окунуться. Краше, отрадней и веселее я лично не жила с 14 лет — со своей последней смены в пионерлагере «Березка» на Оке.
       Ликвидировав угрозу смерча, Лариса Преториус приступила к открытию конкурсов. Она последовательно поднималась к шести микрофонам, распахивала объятия и звонко выкликала: «Привет, «Орленок»!» На последней, самой торжественной трибуне в ДКС директор, как альбатрос, раскинула было крылья, издала боевой клич — да так и застыла. Спекся полковник. «Ой, чо-то я устала», — пролепетала, виновато улыбнувшись, за что и была встречена овациями, на которые так щедры дети, наделенные пониманием и благодарностью куда больше, чем принято думать.
       
       Из обращения детского компьютерного жюри к издателям игр и программ
       Мы считаем, что нужно больше использовать не растровую, а векторную графику, которая легко масштабируется и оставляет качество картинок высоким. Представленные нам игры порой примитивны. Нужно вносить больше смысла, познавательности либо закладывать сюжет. Многие игры имеют весьма сложный интерфейс, разобраться в котором иной раз невозможно. Настораживает отсутствие всякого хелпа внутри программы, что делает работу с играми весьма проблематичной. Программы следует выпускать актуальными на данный день. Игровой мир давно пережил эпоху двухмерных аркад, и создание таких продуктов является просто ностальгией по старым временам.

       
       Четыре закона Гудвина
       Железный Дровосек по пути в Изумрудный город обрел человечность, Трусливый Лев — отвагу, Глупый Страшила — мудрость. Мы сами не знаем, какие золотые россыпи в нас зарыты. В свой час они являются изумленной публике, изумляя и нас самих.
       Пусть это будет первый закон Гудвина: особые обстоятельства способствуют проявлению лучших качеств при условии их наличия.
       По-моему, для начала неплохо.
       «Орленок» явился таким обстоятельством практически для всех двух сотен гостей.
       В Изумрудном городе я встретила новых людей, хотя многих из них знала давно.
       Как неистово и самоотверженно, не теряя выдержки, легкости и благодушия, работает моя подружка Ларочка Малюкова, чистое золото — директор программ, режиссер, автор сценария, автор каталога, подлинная душа праздника.
       Как фанатично предан делу свободы — слова, творчества и совести — Дима Дибров, руководитель детского телевизионного жюри. Как до поздней ночи просиживал он со своими ребятами, отсматривая два десятка программ и обращая юнцов в свою веру. Как вместо одного запланированного еже-
       дневно проводил свои мастер-классы во всех отрядах по очереди — по собственному почину. Как азартно играл с ребятами в «О, счастливчик!» на всех костровых без исключения. И при этом «до чего ж весел, до чего мил»! (За что и получил спецприз симпатий «Орленка».)
       Как, сраженный жарой или неведомым субтропическим вирусом, свалился едва не замертво Дима Харатьян; но вечером, с температурой 38, после капельницы, поехал на открытие и пел там под ликующий свист трибун своих «Гардемаринов» живьем, без фанеры.
       Как обворожительно озорны и неприхотливы Элем Климов, Лидия Шукшина, Лев Дуров, Юрий Энтин, Юля Рутберг. Как заботлив и умен флегматичный Владимир Дашкевич.
       Как добросовестно готовил свой розыгрыш Олег Марусев: вырядился в арабский бурнус, закрыл лицо черным платком «по поводу траура». Лопоча на диком гортанном наречии, три раза по дороге в «Орленок» останавливал автобус и выходил «помолиться», пока все, включая шофера, не поверили в богатого восточного гостя-спонсора. Радовался потом, как дитя, когда народ рыдал от смеха.
       И поверите, я даже не подозревала, что Андрей Бильжо, самодовольный мой дружок, способен так искренне переживать атаки старшеклассниц, принимающих его за Розенбаума...
       До чего ж все славные, чистосердечные люди! Включая Николая Бурляева, отношение к которому не очень-то простое — с учетом идеологических разногласий. Но парнем Николай Петрович оказался надежным и трудился в компании своих малолетних киноведов с полной отдачей и на полном серьезе (хотя маленько и запорошил им мозги своей безудержной духовностью). А ведь он вовсе не готовился работать на этом фестивале. Народный артист, академик славянской академии плюс еще 18 титулов — просто по-товарищески закрыл амбразуру, когда детское киножюри осталось без председателя. На пост приглашен был Валерий Тодоровский. Но звездный мальчик закатил истерику из-за тяжелой дороги и на второй день (в отеле временно отключили воду) уехал, истребовав машину с кондиционером и на прощание пообещав устроить Преториусу в Москве такое, что мало не покажется. «Ой, боюсь, боюсь», — сказал бывалый Преториус и еще через день, окончательно озверев от нытья другого суперстара, Юрия Грымова (председателя компьютерного жюри), шуганул маэстро с таким семиэтажным треском, что прославленный клипмейкер только замычал, как Герасим, прощаясь с Му-Му. И слава Гудвину, скатертью дорога. Без них веселее. А экспертов по виртуалке принял под крыло компьютерный гуру из «Формозы» Аркадий Джаак.
       Когда этих надоедал сплавили, фестиваль покатился на диво дружно и весело. По этому поводу Второй закон Гудвина гласит: особые обстоятельства способствуют проявлению худших качеств при отсутствии наличия лучших. Отсюда вытекает и Третий закон: особые обстоятельства отбраковывают недостойных, оставляя достойнейших веселиться в своем кругу.
       Есть и Четвертый, дополнительный. Его все знают, но мало кто в него верит. В обстоятельствах «Орленка» этот закон действует безотказно. Вот он: хороших людей больше, чем плохих, в пропорции 100:1.
       Возможно, магия этих законов, сконцентрированных в сказке про Гудвина, привела к тому, что детское анимационное жюри присудило Гран-при мультфильму А. Макарова «Приключения в Изумрудном городе». Вопреки мнению председателя Миши Алдашина, выдающегося аниматора, красавца, демократа и либерала, уроженца здешних мест — Туапсе и детства.
       
       Из манифеста детского тележюри (тезисы «орлят», рифмы Игоря Иртеньева по личной просьбе Дмитрия Диброва)
       Нам надоело быть бесправными!
       Просим общаться с нами, как с равными!
       Как завещал Чуковский Корней —
       старше — еще не значит умней.
       Если ведущий у нас идиот,
       куда, угадайте, он нас приведет?
       Надо снимать героев любя,
       а не тащиться самим от себя!
       Тепла, доверия и любви —
       вот что нам нужно от TV!

       
       Старше — не значит умней
       «Орлята» злорадно ухмыльнулись, а вожатые смутились, когда Дибров забраковал их список позиций, по которым следует оценивать программы: идейная направленность, воспитательное значение и все такое.
       — Забудьте вы эту чушь! — по-казацки рубанул прямой Митрий. — Есть один критерий: кайф — не кайф.
       А кайф, по Диброву, это юмор, ритм и, главное, — любовь к зрителю.
       Мастер только формулирует то, что подмастерье ощущает. «Телевидение — это небиологическая форма жизни», — так скажет опытный и образованный профи. А девочка сказала вот как: «Нет души — нет и передачи». Но разве они выразили не одну и ту же мысль? Подмастерья — не глупее, они просто меньше знают.
       Дороги следует прокладывать там, где протоптаны тропинки. Люди ходят, где им удобнее, и выламывают доски в заборах, и нарушают фальшивые правила. Если мы не хотим, чтоб дети нам врали, давайте им доверять. Огромную ошибку допустил Бурляев, когда задавил свою мелкоту авторитетом. Если зал, где сидят на ступенях и на коленках друг у друга, в едином порыве визжит, топает, хохочет и замирает, — это ли не аргумент в пользу «Поклонника» молодого Николая Лебедева? Но это триллер, а триллер — бездуховный жанр, такое кино нам не нужно. Вот вам маленький, но урок вранья.
       Им не надо ничего разжевывать. Счастливые дети, маленькие Адам и Ева, играют в яблоневом саду, срывают яблоки и смеются. А сад — в Чернобыле («Облако над раем», А. Цацуев, «Режиссеры ХХI века»). Ребята считывают все уровни метафоры, образ потрясает их души, души трудятся, дети растут.
       Если смотреть в корень — они не ошиблись нигде. Выбирая то, что «по кайфу», они выбирали по себе, ловили свою волну. Молодежная программа «Такие дела» компании «Норд» (г. Югорск) — это их дела; документальный фильм «Дорога в никуда» детской киношколы «Шаг» (г. Железнодорожный) — это их драмы и проблемы. Даже в компьютерной игре их фаворит «Киллер-танк» не просто стреляет, а спешит на выручку.
       Изумрудный город открыл нам ворота. Разуем глаза и уши, снимем обувь, смешаемся с голоногой толпой. Стрижет ветер, стрекочет горячий воздух. Кузнечики, говорите, цикады? Нет, это морзянка, адресованная, возможно, нам. Ну и давайте не ерундой заниматься, а расшифровывать.
       Как завещал нам Чуковский Корней.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera