Сюжеты

«КОМНАТА 608» КАК «ПАЛАТА № 6»

Этот материал вышел в № 61 от 24 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

НЫНЧЕ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ И БЕЗ БЛЮЗА СКВЕРНО Джазовый фестиваль в саду «Эрмитаж» шел три дня, с 18 по 20 августа. Третий по счету, он весьма и весьма отличался от двух предыдущих. Во-первых, в нем участвовали зарубежные музыканты из Литвы,...


НЫНЧЕ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ И БЕЗ БЛЮЗА СКВЕРНО
       
       Джазовый фестиваль в саду «Эрмитаж» шел три дня, с 18 по 20 августа. Третий по счету, он весьма и весьма отличался от двух предыдущих. Во-первых, в нем участвовали зарубежные музыканты из Литвы, Германии и США. Во-вторых, в этом году в «Эрмитаже» выступили джазисты не только старшего и среднего поколений, но и молодые. В-третьих, расширилось само понятие жанра — от мейнстрима до этноджаза и нового джаза; богаче представили вокал. И наконец: сие мероприятие проходило под патронажем Юрия Саульского, а не Алексея Баташева, основателя джазовых фестивалей в «Эрмитаже».
       И это, право, жаль.
       Многочисленные растяжки от спонсоров закрывали нижнюю часть сцены, а их имена (спонсоров, а не растяжек) звучали ежедневно и с повторами. Генеральный же финансовый вливатель — компания «Фольксваген» — по обе стороны эстрады развесил флаги с собственным лейблом, а к деревянной площадке перед сценой подкатил темно-синего двухместного малыша имени себя. Другими словами, издали могло показаться, что это — никакой не джаз-фестиваль, а веселый праздник автомобильной марки. Пространство, отведенное публике, смахивало отчасти на эдакий мелкобуржуазный уголок: одни люди ели и пили за столиками под пляжными «грибами» и под звуки джаза, другие также отдыхали под самую демократичную на свете музыку и равно под «грибами», но в ложе-vip. Ну а третьи (большинство, ура!), пришедшие на джаз ради джаза, размещались на стульчиках перед все той же площадкой, отделявшей их от сцены. Или прямо на траве. Они, третьи, внимательно слушали музыку, иногда, впрочем, переговариваясь.
       За звук на мероприятии можно было бы поставить спокойную четверку — по пятибалльной, конечно же, системе. Поскольку с низами постарались, а высокие частоты слегка недотянули. Да и громкость вывели такую, что разносился джаз, наверное, по всему району, включая Петровку, 38. От последней на фестиваль пришли поздравления, а с ними — деликатная просьба к посетителям отогнать свои авто от центрального офиса МВД. В противном случае... В общем, не суть.
       Сыграла дюжина команд. В их числе — «Джаз-бас-театр» Алекса Ростоцкого, Паскаль фон Вроблевски (Германия) и «Транс-Атлантик» Сергея Чипенко, Донни МакКазлин вместе с ансамблем Якова Окуня. Немного странно, что в списках не значились такие асы авангардного джаза, как Аркадий Шилклопер и Даниил Крамер.
       Первый концерт открыл квинтет Александра Закаряна. Бэнд исполнил несколько в хорошем смысле традиционных джазовых композиций западных авторов. Выход московско-питерской команды «Экстра Трио Плюс» добавил тривиальности. И если бы не было финального произведения, кажется, стало бы скучно. Но пьеса Дюка Эллингтона «Комната 608» прозвучала. А прозвучав, не могла не вызвать некоторых ассоциаций с другим произведением — рассказом Чехова «Палата № 6». И дело здесь не только и не столько в похожести названий, сколько в сумасшедшем соло на ударных. После оного вокруг заметно «потеплело».
       Во время выступления трио «Орнамент» под управлением Феликса Лахути стало и вовсе «жарко». Во-первых, потому, что «Орнамент» — ребята молодые и прогрессивные — показал энергичную программу в стиле латино-фанк. Потому, что Лахути вышел не только с пятиструнной электроскрипкой, но и со «скэтовым» (по-простому — без слов) пением, это во-вторых. И в-главных — спускались сумерки. Вот тут-то фестиваль и пошел набирать обороты. Люди почувствовали себя лучше, вдохнули глубже и потянулись к той самой площадке перед сценой. И стали танцевать. Когда же на площадке сада «Эрмитаж» работал «Вильнюс джаз-квартет» и солистка Неда Малунавичюте выдавала свои... нет, не джазовые, скорее шаманские вокализы, наступила ночь. Волею игры софитов на стене соседней многоэтажки колыхалась гигантская тень саксофониста Витаутаса Лабутиса.
       Так что если кто-то когда-то соберется проводить подобный фестиваль в «Эрмитаже» (на что искренне надеемся), ему следует помнить, что делать это лучше всего ночью, особенно если фестиваль — джазовый. И хорошо бы не забыть, что тень — штука страшная. Особенно большая...
       
       P.S.
       Конечно, звучала классическая джазовая фраза, «Когда хорошему человеку плохо — это блюз. А когда плохому хорошо — это попса». С 18 по 20 августа, впрочем, хорошим людям было плохо и без блюза: хватало аккомпанемента теленовостей из акватории Баренцева моря.
       Звук не приглушили. Свинг и драйв были прежними — как ни в одном глазу.
       Я все думал: к добру это творческое упорство или к худу?

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera