Сюжеты

ВОЗВРАЩЕНИЕ «МАЛЕНЬКОЙ КНЯГИНИ»

Этот материал вышел в № 62 от 28 Августа 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На выставке в Вологодском кремле представлены полотна, которые считались уничтоженными Искусствовед Мира Даен получила грант президента России на исследование и реставрацию старинных портретов, спасенных от уничтожения сотрудниками музея....


На выставке в Вологодском кремле представлены полотна, которые считались уничтоженными
       

 
       Искусствовед Мира Даен получила грант президента России на исследование и реставрацию старинных портретов, спасенных от уничтожения сотрудниками музея.
       В конце пятидесятых годов комиссия Министерства культуры СССР списала как не представляющие художественной ценности сотни картин XVII—XIX веков, хранившихся в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее. Их приказали уничтожить.
       — Но когда я в 1975 году начала работать в запасниках музея, — вспоминает Мира Евсеевна, — то обнаружила там эти портреты спрятанными среди малоинтересных вещей. И потихоньку начала выяснять их родословную.
       Выяснить «бытование» провинциального портрета очень трудно, ведь усадьбы были разграблены, а попавшие в музей картины не были должным образом задокументированы.
       По карандашной пометке на одном из рисунков Боборыкина были восстановлены биографии художника и его персонажей. Петр Алексеевич Боборыкин служил в лейб-гвардии гусарском полку. А выйдя в отставку, вернулся в Вологду и занялся рисованием.
       Среди сотни его рисунков, хранящихся в запасниках Вологодского музея, есть три весьма любопытных портрета. На одном — пожилой мужчина в штатском сюртуке, племянник Суворова, герой войны 1812 года князь Андрей Горчаков. У него в десяти верстах от Вологды была усадьба Ермолово, которую он подарил своему племяннику Александру Волконскому — родственнику Л. Н. Толстого по матери. Боборыкин изобразил Волконского, известного хлебосола и любителя развлечений, в легкомысленном голубом костюме для игры в крокет. А вот жена Волконского Луиза Ивановна выглядит на рисунке 1865 года весьма озабоченной: умер муж, у нее трое детей, разоренное имение и огромные долги.
       — Луиза Ивановна послужила прототипом «маленькой княгини» в романе «Война и мир», — рассказывает вологодский историк и литератор Владимир Аринин, написавший книгу о «вологодских» мотивах в творчестве Льва Толстого. — Еще в 1851 году молодой Толстой писал об отношениях с Л. И. Волконской.
       Весной 1851 года ей было 25, ему — 23. За отношениями дальнего родства стоял поединок между мужчиной и женщиной, которых тянуло друг к другу, и вместе с тем это раздражало, смущало, томило их. Они мысленно вели тайный диалог, который Толстой воспроизвел в очерке «История вчерашнего дня».
       Мира Даен по крупицам восстановила творческую биографию талантливых вологодских портретистов — отца, сына и внука Катиных, Платона Тюрина и Алексея Ягодникова. Работы Ягодникова есть в собрании ГТГ, они появились на аукционе «Сотби» в Лондоне, но о самом авторе до недавних пор не было внятных сведений.
       Часть картин уже размещена в Иосифовском корпусе Вологодского кремля. В центре экспозиции — написанный в 1768 году портрет вологодского архиепископа Иосифа. Парадное одеяние владыки, видимо, писал Степан Карчевский — талантливый живописец, оформлявший спектакли в Московском Оперном доме и дворцы в Царском Селе.
       И этот портрет был приговорен к уничтожению. Его разрезали на три части. Но кто-то успел спрятать изувеченное полотно. А сейчас появились деньги для реставрации картины.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera