Сюжеты

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ РОССИЯНЕ ОСОБЕННО НЕ УГЛУБЛЯЛИСЬ

Этот материал вышел в № 64 от 04 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Экипаж «Курска» будут поднимать водолазы, работавшие с «Нахимовым»? Председатель правительственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов сообщил, что в операции по извлечению тел погибших подводников с затонувшей лодки «Курск» примут...


Экипаж «Курска» будут поднимать водолазы, работавшие с «Нахимовым»?
       
       Председатель правительственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов сообщил, что в операции по извлечению тел погибших подводников с затонувшей лодки «Курск» примут активное участие российские водолазы. Эти слова звучат резким диссонансом информационному хору журналистов, сообщавших о том, что «водолазов в России осталось всего два человека», «водолазы есть, но могут работать лишь на глубине 50 метров» и т.д. Тут же возникает вопрос: почему российские водолазы не использовались в операции по спасению экипажа «Курска»?
       Следует признать, что в данном случае Илья Клебанов не погрешил против истины. А она такова.
       На нынешний день водолазы-глубоководники есть в трех местах: в Севастополе, Владивостоке и под Санкт-Петербургом. Судя по тому, что штаб по проведению операции переместился в город на Неве, при подъеме тел подводников будет задействован специальный экспедиционный аварийно-спасательный отряд, который базируется в городе Ломоносове. Им руководит опытный водолаз-глубоководник Василий Величко, который принимал участие в извлечении тел погибших с затонувшего на Черном море судна «Нахимов».
       Зачем тогда нужны норвежские водолазы? Главная причина — они оснащены современным глубоководным водолазным комплексом. Сегодня в ВМФ России осталось лишь три устаревших водолазных комплекса. Это судно «Ипрон» (проект 527), находящееся в Севастополе. Второе судно базируется во Владивостоке. Это большой надводный спасатель «Алагес» водоизмещением 14 тысяч тонн. По мнению специалистов, главным его недостатком является то, что при создании на него «навесили» огромное количество задач: тушение пожаров, буксировка, поддержание кораблей на плаву, водолазные работы. В итоге получился огромный монстр, который не может толком выполнить ни одной задачи.
       И третий водолазный комплекс России находится на спасательном судне «Карпаты», базирующемся на Балтике. В свое время это судно специально построили для подъема затонувшей подводной лодки С-80. На нем установлено мощное подъемное устройство и осталась в рабочем состоянии часть водолазного комплекса. «Карпаты» ближе всех находятся к месту катастрофы. Но, по мнению специалистов, это судно не может самостоятельно осуществить переход с Балтики в Баренцево море. Возможно, весной будущего года эта проблема будет решена.
       Что же касается существующего на Северном флоте спасательного судна «Михаил Рудницкий» (проект 536 — судно-носитель подводных аппаратов), то на «Рудницком» неоткуда спускать глубоководников, поскольку нет водолазного комплекса.
       Другой причиной использования норвежских водолазов является их высокая квалификация. В 80-е годы и наши водолазы-глубоководники были не хуже (если не лучше) норвежцев, но сегодня у многих из них потерян практический навык работы на больших глубинах.
       Сегодня из-за отсутствия практики физиологическое состояние водолазов-глубоководников поддерживают в гидротанке: их помещают в водолазные емкости, где создается специальное давление. Таким образом глубоководники стараются «закрепиться» за свою глубину погружения. Но это лишь тренажер. Без практики, без работы в море у водолазов возникает психологический барьер.
       По оценке специалистов, на настоящий момент в России нет водолазов, способных работать на глубине 160 метров, из-за отсутствия практики глубина 100 метров для многих из действующих водолазов является критической.
       
       P.S.
       Публикация подготовлена при содействии Общероссийского движения поддержки флота

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera