Сюжеты

ПОЛЕ ДЛЯ МАНЕВРА — ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Этот материал вышел в № 64 от 04 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кремль и Явлинский демонстрируют схожесть взглядов на будущее армии Трагедия в Баренцевом море не способствовала консолидации политических сил вокруг главы государства, вставшего у руля радикальных реформ. Напротив, все отчетливее...


Кремль и Явлинский демонстрируют схожесть взглядов на будущее армии
       
       Трагедия в Баренцевом море не способствовала консолидации политических сил вокруг главы государства, вставшего у руля радикальных реформ. Напротив, все отчетливее становится вероятность отхода в оппозицию праволиберальных течений, в последнее время осторожно поддерживающих разумные начинания Кремля. Слишком ярко в августе проявились беспомощность власти, зависимость президента от силовиков и генералов ВПК.
       Начиная федеративную, административную и налоговую реформы, Путин сумел объединить вчерашних оппонентов под знаменами-лозунгами «Власть. Законность. Порядок». Ему даже удалось то, чего не смог сделать Борис Ельцин, — привлечь в свои ряды самого устойчивого и последовательного критика верховной власти Григория Явлинского. Не случайно повседневная практика Кремля и правительства нередко даже в мелочах совпадает с ранее наработанными заготовками группы Явлинского в области государственного устройства и экономики.
       Так, еще год назад лидер «ЯБЛОКА» предлагал изменить порядок формирования Совета Федерации, выведя из его состава руководителей регионов. А сегодня это осуществлено уже с подачи президентской команды. Много похожих взглядов у правительства и одного из самых авторитетных политиков на бюджетную, финансовую и налоговую политику. Сильное поле притяжения между ними обнаруживается и в вопросах обороноспособности страны. Политическое пространство сейчас расчищено для борьбы за проведение активной и эффективной военной реформы. Все понимают: если ничего не менять в этой области, будут новые жертвы следующих катастроф.
       Первые баталии начинаются в Думе с обсуждения бюджета-2001. Путин, который постоянно заявляет о необходимости взвешенных решений, в то же время рассчитывает увеличить расходы на оборону за счет повышения собираемости налогов и экономии внешних выплат. Он верит в правильность своих расчетов и нуждается в поддержке не просто союзников, а единомышленников.
       Насколько вырастут эти расходы по сравнению с ранее предложенными правительством 206 млрд рублей, или 2,66% ВВП? Вспоминают ельцинское постановление трехлетней давности о выделении на военные нужды не менее 3,5% ВВП. Такую же цифру называет и Явлинский, выступая с программными заявлениями о реорганизации Вооруженных сил и оборонной промышленности. Еще одно его положение о стабильном финансировании военной реформы как главном условии ее успешной реализации вот уже полгода четко выполняет кабинет министров. Объемы финансирования оборонной отрасли в этот период составили, по данным Федерального казначейства, 59,5% годовых планов.
       При более пристальном внимании к позициям Явлинского в области военного строительства, менее известным, кстати, чем его выкладки по экономическим и федеративным проблемам, оказывается, что и здесь они мыслят с правительством сходными категориями.
       Впервые в следующем году на реформу армии выделяются отдельной строкой бюджета 3,9 млрд рублей. Это созвучно идеям «ЯБЛОКА». Исходя из того, что военное руководство не умеет разумно использовать огромные деньги, «ЯБЛОКО» давно настаивает на открытости всех бюджетных затрат по целевой статье «Содержание Вооруженных сил». Секретность — это предлог, чтобы не дать возможности общественности проследить, сколько средств расходуется на закупку боевой техники и обучение войск, а сколько — на строительство дач и содержание военной бюрократии.
       Из всех российских политических организаций только движение Явлинского выступает за скорейшее создание профессиональной армии. То, что упор срочно надо делать не на количество, а на качество при реорганизации войск, признала и власть в Концепции национальной безопасности. Под аргументом о том, что армия добровольцев-контрактников, где подготовка и содержание бойцов обходятся государству очень дорого, забота о солдатской жизни — первостепенное дело, сейчас, после гибели «Курска», подпишется даже самый отъявленный консерватор.
       Несопоставима с этой катастрофой по масштабам и числу жертв трагедия, которую переживает российский народ в Чечне. Казалось бы, в этом вопросе Кремль и Явлинский — закоренелые антагонисты. Однако время обязательно потребует кардинальных изменений в силовом подходе к чеченскому урегулированию, так как чисто военного решения здесь просто не существует. И тогда первым союзником президента против милитаристского лобби станут «яблочники» — единственные имеющие рецепт политического устранения опасной болезни.
       Во взглядах, военно-политическом и социально-экономическом поведении нынешней власти и ее прежних оппонентов действительно больше сходства, чем противоречий. Но это еще не означает установившегося понимания и доверия, которые выводят взаимоотношения на более высокий уровень — к непосредственному сотрудничеству.
       С уверенностью сейчас можно говорить о востребованности сценариев развития страны, авторы которых, долгое время работая в стол, объявлялись скептиками непризнанными талантами, свободными теоретиками. В смысле свободы от ответственности и выполнения практических задач. Явлинскому теперь не нужно доказывать реалистичность собственных предложений. Сближение позиций очевидно. И сегодня многим в России остается только надеяться, что наметившаяся в последнее время тенденция в обозримом будущем перерастет в полноценное сотрудничество.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera