Сюжеты

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖЕ, НО УДОБОВОЗИМЕЕ

Этот материал вышел в № 64 от 04 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Лето выдалось на редкость холодное и дождливое. Из московского неуюта граждане желают массово переместиться в теплые края. Мигрировать от непогоды к морю и солнцу. За границу ехать — тратить золотой долларовый запас. Да и наездились уже в...


       
       Лето выдалось на редкость холодное и дождливое. Из московского неуюта граждане желают массово переместиться в теплые края. Мигрировать от непогоды к морю и солнцу. За границу ехать — тратить золотой долларовый запас. Да и наездились уже в Турцию, наверное. Вот и занялись освоением родных просторов. Вплотную. По данным МПС, объем пассажирских перевозок в районы Черноморского побережья Кавказа и Кавказских Минеральных Вод увеличился более чем в два раза. А все перевозки в целом в период летних отпусков по сравнению с прошлым годом возросли более чем на треть. Это объяснимо. Как раз перед началом сезона отпусков авиакомпании резко взвинтили цены. Летайте самолетами «Аэрофлота» — цены заоблачные. Билет в один конец — месячная зарплата скромного труженика. Поездом получается гораздо дешевле. Плюс — живописные картины российской жизни за окном
       

 
       В МПС ажиотажа ждали. Готовились. Только на южные направления к курортному сезону подогнали свыше трех тысяч дополнительных поездов. Но даже этого оказалось мало — в середине лета на южные маршруты запустили еще 380 составов.
       Тяжелее всего работникам рельса и шпалы пришлось в конце августа. Это совершенно понятно — едут на юга в течение всего лета, а возвращаться к первому сентября нужно практически всем. Кому в школу, кому к станку. Когда едешь отдыхать — о будущем обычно не заботишься. Главное — туда. Вот оно, море, вот оно, солнце — какой такой обратный билет? Ажиотаж начинается в последних числах августа, когда с мест отдыха каждый день возвращаются более 200 000 пассажиров. Билеты есть у 70 процентов, которые позаботились заранее. 30 процентов в истерике штурмуют билетные кассы: «Дайте каждому пассажиру по мягкому месту!» — и почему-то винят во всем не собственную безалаберность, а злых работников Министерства путей сообщения. И делают это совершенно зря. Закупать дополнительные поезда, которые весь год будут простаивать, а ездить только в пиковые дни конца лета, понятное дело, нерентабельно. Единственный способ помочь несчастным — предложить им забытые третьи полки. Плюс — ремни безопасности, чтобы любители экстремального катания не свалились в ночи на удачливых товарищей снизу.
       Другого выхода нет — количество желающих проехать железнодорожным транспортом этим летом оказалось больше ожидаемого. За три месяца МПС планировало перевезти 46 миллионов пассажиров — перевезли 47. Пассажиропоток по сравнению с летом прошлого года возрос на 22 процента. К тому же, как и было обещано, цены не повышались, и все льготы были сохранены. Себе в убыток. Плюс ко всему совершенно бесплатно перевезли свыше двухсот тысяч детишек из депрессивных регионов Севера в благополучные районы — проветриться. Себе в убыток. По словам руководителя департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева, от этих перевозок железнодорожники потеряли около 3 миллиардов рублей на дальних и 5 миллиардов на пригородных перевозках. В основном это произошло из-за огромного количества льготников и недостаточного финансирования со стороны государства.
       За последние 10 лет оно полностью прекратило финансировать железнодорожный транспорт. В то время как именно государство все-таки является официальным «хозяином». Понятно, что так продолжаться дальше не может и необходимы реформы. По сути очень простые. МПС остается государственным органом и занимается бумажным официозом, а хозяйственная часть преобразуется в государственную акционерную компанию «Российские железные дороги», куда будут входить железные дороги и все предприятия этих дорог. В течение года-полутора в законы будут внесены изменения по этому поводу, и все будут довольны. Потому что при таком раскладе железные дороги смогут приблизиться к самофинансированию, к которому так стремятся.
       Деньги нужны в первую очередь на «обновление основных фондов», как говорят в МПС. То есть на покупку новых вагонов и ремонт старых. За последние 10 лет пассажирские вагоны в среднем постарели в 2 раза. На российских просторах можно встретить даже составы из серии «эхо войны». Комфорт соответствующий.
       К следующему году МПС планирует запустить 500 новых вагонов — прежде всего на курортных направлениях, с повышенным уровнем комфорта. Там будут и телевизоры, и чистые туалеты, и даже климатоустановки. Это такая система, при которой каждый сможет установить в районе своей полки ту погоду, которая ему приятна. А не валяться в ногах у злобной старушки на соседней полке, умоляя ее «приоткрыть окошечко, ну хотя бы чуть-чуть».
       В общем, ездить будем чуть ли не в гостинице. Да еще и с вежливыми проводниками. К следующему сезону МПС планирует подготовить около 12 000 проводников, специально обученных и натасканных по системе «клиент всегда прав». А вот если МПС найдет еще и средства для увеличения зарплаты проводникам до достойного уровня, вот тогда нас будут любить и лелеять. Возможно, даже приносить кофе в постель.
       Во всяком случае, кормить нас точно обещают на месте. То есть в поезде. Качественной едой — как в вагонах-ресторанах, так и приносить комплексные обеды в купе. Как в самолете. Как комментирует это Валерий Шатаев: «Надо уйти от старушек на перроне, которые предлагают горячее мясо и картошечку, а потом возникает масса претензий с санитарными проблемами». В том плане, что туалетов в вагоне всего два.
       Все это хорошо, но бесплатно только — сами знаете где, поэтому цены нам чуть-чуть повысят. Несогласным можно только предложить летать самолетами «Аэрофлота».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera