Сюжеты

ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ РАБОТАЛ НА НЕФТЕПРОМЫСЛАХ

Этот материал вышел в № 65 от 07 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Три огня. Баку в изобразительном искусстве ХIХ — ХХ веков» Предварительно рецензент прикидывал на пальцах: дело прочно, когда под ним струится нефть. Таким образом, в Баку 1910-х гг. должны были меценатствовать Лианозовы—Манташевы. В Баку...


«Три огня. Баку в изобразительном искусстве ХIХ — ХХ веков»
       
       Предварительно рецензент прикидывал на пальцах: дело прочно, когда под ним струится нефть. Таким образом, в Баку 1910-х гг. должны были меценатствовать Лианозовы—Манташевы. В Баку начала 1920-х годов работали те художники, кто решал, сосредоточенно глядя за Каспий: ехать или не ехать? (Среди них были Сергей Судейкин и Савелий Сорин.). В конце 1920-х годов могли появиться те, кто уезжал на живописный и более хлебный Юг подальше от «государева ока».
       ...Но ни Судейкина, ни Сорина на выставке нет. В экспозиции — две большие акварели Павла Кузнецова конца 1920-х гг. с резкой графикой нефтяных вышек. Две акварели Александра Куприна с тонкими сине-песчаными контрастами также написаны в конце 1920-х. На них — затоны Каспия, песчаные косы, радужные воды береговых нефтепромыслов в первых сумерках... К. Ф. Богаевский в поздней работе «Нефтепромыслы»(1931) увидел в тех же вышках, безлюдных затонах и разливах техническую утопию. «Город Солнца» — частый мотив мрачных символистских мистерий 1900-х.
       Коллекция «Баккавроста» журнала «Наше наследие» — самое неожиданное и интересное. (В каталог вошла статья В. П. Енишерлова о бакинском авангарде начала 1920-х гг.). Душой плана графической пропаганды в Баку оказался Сергей Городецкий: в середине 1900-х годов, после книг «Ярь» и «Перун» — надежда русской поэзии, в 1913-м — синдик «Цеха поэтов». А в 1921-м — персонаж статьи Евгения Замятина «Я боюсь»: «Своих «юрких авторов, знающих, когда надеть красный колпак и когда скинуть», когда петь сретение царя и когда молот и серп, — мы их преподносим народу как литературу, достойную революции. ...К счастью, у масс чутье тоньше, чем думают. ...Не торжествовал даже мимолетно Городецкий... на его вечер в Доме Искусства не пришло и десяти человек».
       На Неглинке,12 выставлены редкие бакинские акварели Городецкого. (Одна из них, «Энзели»(1921), просто замечательна.) Далее эскизы плакатов — «Да здравствует освободительница трудящихся Кавказа ХI армия!», красноармейцы на алых и крылатых конях с полковыми не то апокалиптическими трубами, буржуины с неподъемными мешками...
       Коломбины и Пьеро в натуральном виде (т.е. с тамбуринами и китайскими фонариками) мобилизованы на службу пролетарской революции. Плакаты — «Помощь Баку голодающей России» и «Освобожденные женщины Востока». Они, в своих шальварах и тонких цветных покрывалах, привлекательнее освобожденных женщин Запада: в кубистической манере, чем-то напоминающей афиши районных кинотеатров, Городецкий написал в Баку портреты тов.Крупской и тов.Коллонтай.
       У поэта-рисовальщика были сподвижники: хорош и тонок по рисунку цикл Азима Азимзаде «Освобожденный Азербайджан» (1921). Азимзаде сумел сочетать традиции персидской миниатюры и революционного плаката. Да и вся бурная деятельность «Баккавроста» была дважды потрясением устоев для зрителей Закавказья, так как резко противоречила запретам ислама на фигуративные изображения. И думать не хочется о том, как воспринимался талантливо выполненный плакат Азимзаде: две освобожденные женщины Востока topless шаловливо сбивают с головы почтенного старца чалму.
       Авангард эпохи Гражданской войны, агитационная графика, фарфор и прочее стали стилем — забавным, законченным, принадлежащим истории искусств. Мы не можем уже разделить ярость Замятина. Но не можем почему-то и написать подлинную хронику той эпохи. На выставке о ней напоминают номера бакинских газет 1920 года. К реляциям касаемо побед Красной армии в Крыму подверстана победоносная заметка «Зачем бежали?»: во время бурь в Черном море, на полпути из Крыма в Константинополь, затонули три парохода. Все были переполнены пассажирами буржуазного происхождения.
       ...Выставка «Три огня» организована с помощью инвестиционно-банковской группы «НИКОЙЛ». За неделю до выставки публику ошарашила ярко-желтая рекламная растяжка поперек Тверской. Играли зурначи. Главное, впрочем, не это, а объемный каталог. Воспроизведены почти все работы.
       ...В принципе, что потопили восемьдесят лет назад, во время бурь в Черном море, — к тому и пришли.
       
       Московский Центр искусств, ул.Неглинная, 12. До 11 сентября.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera