Сюжеты

У МЯЧА АКЦЕНТ МАХАРАДЗЕ

Этот материал вышел в № 65 от 07 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Стон Махарадзе, как финт Месхи, стал символом нашего футбола «Работать у микрофона, да и вообще жить в искусстве надо «на разрыв аорты», — сказал во время нашей первой давней встречи Котэ Махарадзе. Эти слова вспомнились много позже, когда...


Стон Махарадзе, как финт Месхи, стал символом нашего футбола
       
       «Работать у микрофона, да и вообще жить в искусстве надо «на разрыв аорты», — сказал во время нашей первой давней встречи Котэ Махарадзе. Эти слова вспомнились много позже, когда стало известно, что в Лондоне ему была сделана серьезная операция по поводу... аневризмы аорты. Позвонив ему после операции, я договорился о новой встрече, которая, как мы предположили, должна была состояться после выздоровления месяца через два. Но месяцы плавно растянулись на годы, и только теперь нестерпимо жарким августовским днем мне вновь удалось побывать в замечательном доме на Пикрис-горе (в переводе на русский — Гора раздумий).
       
       – Батоно Котэ, прежде всего вы, конечно же, актер. Это ваша основная профессия. Но эта сторона вашего «я» — камерная, открыта в принципе только избранным. А в качестве ведущего теле- и радиорепортажей вы известны и любимы миллионами. Как вы начинали?
       — С первым репортажем я вышел в эфир в 1957 году. В Тбилиси тогда приехали американские баскетболисты, и встал вопрос, кому комментировать предстоящую игру. Эроси Манджгаладзе, пионер грузинского спортивного репортажа, отказался, так как принципиально комментировал только футбольные матчи. Он и предложил посадить к микрофону меня: Котэ, мол, актер, язык хорошо подвешен, любит спорт, да и сам когда-то баскетболом занимался... Я долго упирался, хорошо помня слова Вадима Синявского: «Не знаю, как при таком темпе можно комментировать эту игру». Но все же меня уломали... Мой дебют сочли удачным, а через неделю в матче тбилисских динамовцев с «Зенитом» состоялось мое крещение как футбольного комментатора. И пошло-поехало...
       — С 60-х годов вы начали «вещать» и из-за рубежа. В то время за границу ездили только столичные комментаторы плюс Котэ Махарадзе. Откуда такая милость к вашей персоне?
       — Многое объясняется симпатией тогдашнего председателя Гостелерадио Сергея Лапина ко мне. Не знаю, что ему нравилось больше — юмор и вольности, которые я допускал, или мой грузинский акцент.
       — Подсчитано, что за 40 с лишним лет вы провели более трех тысяч репортажей. Среди них наверняка есть наиболее памятные.
       — Ну, это, конечно же, репортаж из Дюссельдорфа о финальном матче розыгрыша Кубка кубков 1981 года между «Динамо» (Тбилиси) и «Карл Цейс» (Иена). Или из Ташкента в 1964-м, когда тбилисские динамовцы впервые стали чемпионами СССР. Комментарий великолепной игры сборной Советского Союза, разгромившей в 1986 году в Мексике команду Венгрии со счетом 6:0.
       Запомнился репортаж о фантастической победе сборной Алжира над западногерманской дружиной на чемпионате мира 1982 года. Любопытно, что комментировать эту игру мне довелось случайно — попросил подменить Володя Маслаченко. Без энтузиазма я отправился на испанское побережье в город Хихон, чтобы вести репортаж, казалось бы, о самом заурядном матче с легкопрогнозируемым результатом, а неожиданно стал свидетелем самой большой сенсации финального турнира.
       — Кто из спортивных комментаторов больше всех вам импонирует?
       — Однозначно Николай Николаевич Озеров, царство ему небесное, — яркая личность и на работе, и в быту. Удивительно, как ему удавалось одновременно и «попадать в тональность правительству», и оставаться «своим парнем» для миллионов болельщиков...
       А из тех, кто и ныне в строю, — петербуржец Гена Орлов. Настоящий мастер репортажа, всегда имеющий свою позицию, оценку. А еще — Виктор Гусев. Можно было бы отметить профессиональный комментарий Анны Дмитриевой, хотя меня немного смущает, что она ведет репортаж в одной и той же тональности. Эмоциональная выдержанность нашей профессии очень часто не на пользу...
       — Вы были знакомы со многими футболистами разных поколений. А по-настоящему дружеские отношения с кем-нибудь из них сложились?
       — Моими закадычными друзьями были тбилисские динамовцы из «звездной» команды 64-го года — Яманидзе, Месхи, Метревели... Увы, большинство из них — уже в мире ином...Очень теплые отношения с Давидом Кипиани, но из-за большой занятости встречаемся не так часто, как хотелось бы. Дружу с ребятами из ереванского «Арарата» 70-х годов, особенно с Левоном Иштояном. Он живет сейчас в США. Знаете, когда-то он мне даже свадебное платье для своей невесты подобрать доверил... Хотя вкус у меня в этом деле, по глубокому убеждению моей супруги, оставляет желать лучшего.
       Неожиданно близко сошелся с Олегом Блохиным. По просьбе Олега я комментировал прощальный матч, устроенный в его честь, и с той поры ни одно сколько-нибудь значительное торжество в семье Блохиных не обходится без нашего с женой участия. Вот, видите, на стене висит дорогой для меня подарок Олега — золотая медаль, одна из семи, завоеванных им в чемпионатах страны.
       — В этом доме вообще много интересного...
       — Ну да: вон та кукла сделана Резо Габриадзе, эти фотоколлажи — Сергеем Параджановым. А какое славное прошлое у дома, в котором жили родители Софико, — великая актриса Верико Анджапаридзе и известный режиссер Михаил Чиаурели?! Кто только не побывал в этих стенах — Книппер-Чехова, Немирович-Данченко, Качалов, Шостакович, Джавахарлал Неру, всех и не перечислишь...
       — А сейчас здесь расположился и Театр одного актера имени Верико Анджапаридзе, в котором вы и актер, и главный режиссер.
       — Еще эта улица названа в честь моей тещи, за что ребята из грузинского КВНа в шутку определили мне место в Книге рекордов Гиннесса.
       Раньше театр располагался в маленькой заброшенной церкви Перисцвалеба (Преображение). Несколько лет назад я вернул здание Грузинской патриархии и стал играть спектакли в большой гостиной нашего дома. Вначале без дополнительного помещения было довольно тесно и неудобно, но после одного вечера, когда на представлении побывал Эдуард Шеварднадзе, эта проблема была решена за минуту. «Нико, купите две-три комнаты для театра», — сказал он, обращаясь к мэру города. И уже через день начались ремонтные работы...
       — Батоно Котэ, не могу обойти пикантную тему — ваши отношения с женщинами. Людская молва приписывает вам множество громких побед на любовном фронте.
       — Знаете, мне очень нравится платоновский миф о существах, некогда заселявших Землю, разделенных позднее на две половинки и с тех пор ищущих друг друга, чтобы вновь воссоединиться в одно целое. Настоящий мужчина должен бегать за женщинами, то есть искать ту самую единственную половину, с которой сможет создать единое целое.
       — По всему видно, ваши поиски успешно завершены...
       — Да, и давно. Софико сразила меня наповал с первой же встречи. Свои чувства я довольно долго держал при себе, ведь она была замужем за другим человеком, да и я был женат. Ну а потом мы играли в одной пьесе — «Уриэль Акоста» — любящих друг друга героев, и чувства, переполнявшие меня, выплеснулись наружу. Другого человека, не того, о ком шла «дурная» слава, увидела во мне Софико. С той поры, вот уже 29 лет, мы составляем единое счастливое целое...
       — В будущем году у вас круглая дата — 75 лет. Комплимент определенно уместен — ваши годы вам никак не дашь.
       — С легкостью повторю пропетое одним очень известным грузином: мои года — мое богатство... В свое время меня потрясли слова, сказанные гениальным кукольником Сергеем Образцовым о найденной им формуле состояния «молодость — старость»: приляжешь на диванчик передохнуть, и если начинаешь вспоминать, то ты — стар, а если мечтаешь — значит, молод, и плевать, сколько при этом тебе лет. Эту формулу я нахожу абсолютно верной. По ней и стараюсь жить...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera