Сюжеты

ОМБУДСМЕНА ТРИ ГОДА ЖДУТ?

Этот материал вышел в № 65 от 07 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Кто защитит конкретного гражданина, если его права нарушены? Прокуратура? Суд? Общественные правозащитные организации, число которых сегодня достаточно велико? Да, во многих случаях и правоохранительные органы, и общественные организации...


       
       Кто защитит конкретного гражданина, если его права нарушены? Прокуратура? Суд? Общественные правозащитные организации, число которых сегодня достаточно велико? Да, во многих случаях и правоохранительные органы, и общественные организации вступаются за нарушенные права граждан и восстанавливают справедливость. Однако прокуратура и суд, наделенные реальными властными полномочиями, большей частью перегружены иными правонарушениями - уголовными делами или экономическими преступлениями, а общественные организации, как бы сильно ни было их желание помочь в восстановлении нарушенных прав человека, не обладают для этого реальными возможностями.
       
       Соседи по планете раньше нас осознали серьезность ситуации - почти два века назад в Скандинавии появился (распространившийся теперь по всей Европе) институт омбудсмена, или уполномоченного по правам человека - должностного лица, от имени общества осуществляющего контроль за соблюдением прав граждан. Если говорить о России - должность Уполномоченного формально была введена Конституцией 1993 года, фактически же этот институт заработал лишь два с лишним года назад, когда на должность Уполномоченного был назначен коммунист Олег Миронов. До этого первым российским омбудсменом два года был Сергей Ковалев, но работать ему так и не дали... Ну а в Петербурге пост Уполномоченного не занят и по сей день - хотя соответствующий закон принят почти три года назад. Обещанного, конечно, три года ждут - но в чем же причина столь длительного отсутствия главного питерского правозащитника?
       Два года назад, летом 1998 года, депутаты Законодательного собрания, которые и должны, согласно Уставу города, назначать омбудсмена, уже пытались это сделать - но безуспешно: никто из претендентов не смог получить желанных 26 голосов. Возможно, что и к лучшему: ведь главный претендент, депутат ЗС Евгений Истомин, в свое время был уволен с должности главы администрации Петродворца за... грубые нарушения прав граждан. Затем были выборы депутатов, затем назначение выборов губернатора, затем выборы председателя... В общем, только сейчас у депутатов дошли руки до этого вопроса. Параллельно с этим развернулась и борьба за статус городского омбудсмена - в какой из «ветвей власти» ему быть?
       В 1997 году, когда разрабатывался закон «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге», депутатам ЗС были предложены две версии законопроекта. Одна - разработанная в рамках специальной программы питерского центра «Стратегия», где омбудсмен предполагался «сильным», независимым как от исполнительной, так и от законодательной власти и к тому же - имеющим реальные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан. Другая - подготовленная депутатом ЗС Леонидом Романковым (из которого, по мнению автора, вышел бы почти идеальный омбудсмен, согласись он занять этот пост), - где омбудсмен предполагался «слабым»: включенным в структуру аппарата ЗС и к тому же практически лишенным каких-либо полномочий.
       Возобладала вторая концепция.
       Да, никуда не годится вхождение Уполномоченного в структуру исполнительной власти, традиционно являющейся главным нарушителем прав граждан. Между тем в свое время Анатолий Собчак сделал городского омбудсмена... членом городского правительства, прямо подчиненным мэру. А затем Владимир Яковлев создал при себе комиссию по правам человека во главе с писателем Михаилом Чулаки. Что ж, с таким же успехом комиссию по правам человека можно было создавать при ЦК КПСС...
       Но с другой стороны, столь же ненормально и делать омбудсмена сотрудником аппарата ЗС - по сути, начальника одного из управлений, вынужденного непрерывно обращаться с просьбами к руководству ЗС - начиная от выделения ему помещений для работы и заканчивая предоставлением автомашины, компьютеров, ксерокса, телефонных номеров, бумаги, столов и стульев для работы. Приняв такую норму, Петербург оказался почти в гордом одиночестве: среди полутора десятков российских регионов, где принят закон об омбудсмене, только еще в одном - в Башкирии - омбудсмен включен в структуру представительной власти...
       Тем не менее, как уже сказано, омбудсмена избрать не успели, а затем спор о его статусе вышел за пределы Мариинского дворца. Городская прокуратура также сочла, что включение омбудсмена в структуру ЗС противоречит принципу независимости Уполномоченного от каких-либо государственных органов, и обратилась в суд. И сперва городской суд признал соответствующие статьи закона об омбудсмене неправомерными, а затем - в декабре 1998 года - судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда оставила это решение в силе. Возможно, что и это не заставило бы депутатов изменить свою точку зрения, но... в октябре 1999 года вступил в силу федеральный закон об общих принципах организации власти в регионах. И в нем содержалась такая норма: если региональный парламент принял «незаконный закон» и в течение полугода после решения суда закон не «исправлен» - представительный орган может быть распущен. В результате депутатам ЗС пришлось срочно вносить изменения и делать все-таки омбудсмена самостоятельным.
       Увы, изменения в законе коснулись лишь статуса Уполномоченного - но не его функций. Питерский омбудсмен по сути является 51-м депутатом ЗС - разве что без права голоса в Собрании. Все, что он может, - это просить и жаловаться, жаловаться и просить. Вот его законные функции: изучать информацию о состоянии дел в области защиты прав и свобод граждан и об их нарушениях, рассматривать жалобы граждан, проводить проверки, вносить предложения о совершенствовании механизма обеспечения защиты прав и свобод, запрашивать необходимые для работы материалы и документы от любых органов власти, органов местного самоуправления и организаций города, вносить проекты законов и распоряжений губернатора, готовить ежегодные доклады. И более - НИЧЕГО.
       В действующем законе омбудсмену не дано никаких реальных гарантий того, что хотя бы голос его будет услышан гражданами.
       Ну а теперь - о грядущих выборах омбудсмена. По закону он будет избираться сроком на пять лет, а предложения по его кандидатуре могут вносить губернатор, депутаты и фракции ЗС, депутаты Госдумы от Петербурга, муниципальные советы, общественные объединения. Избираться Собранием он будет в два тура: сперва рейтингом определят двух «финалистов», а затем большинством голосов от общего числа депутатов выберут омбудсмена.
       Из кого будут выбирать? Формально все представления должны быть направлены в ЗС до 6 сентября, но уже сегодня выдвинуто около десяти кандидатов. Правда, серьезных кандидатов пока лишь трое - депутат ЗС Александр Щелканов, депутат Госдумы второго созыва Юрий Нестеров и экс-депутат Ленсовета Николай Гиренко. Все они - известные и уважаемые в городе люди. Щелканов когда-то был председателем Ленгорисполкома, теперь уже второй созыв подряд - депутат ЗС. Нестеров - один из основоположников демдвижения в городе, был народным депутатом России, затем депутатом Госдумы, принимал активное участие в защите капитана Александра Никитина. Гиренко давно известен как защитник прав национальных меньшинств.
       Но так или иначе, при скромных полномочиях омбудсмена крайне важным будет то, насколько он, во-первых, известен во властных структурах города, а во-вторых - насколько он «укоренен» в общественной жизни, связан с правозащитными организациями. Ведь действовать ему придется во многом с помощью «моральных» факторов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera