Сюжеты

Марк РОЗОВСКИЙ: КОГДА ВЫРУБАЮТ ВИШНЕВЫИ САД, ПОЛУЧАЕТСЯ ЛЕСОПОВАЛ

Этот материал вышел в № 66 от 11 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

КОГДА ВЫРУБАЮТ ВИШНЕВЫИ САД, ПОЛУЧАЕТСЯ ЛЕСОПОВАЛ Еще не начался в полную силу театральный сезон, а в театре «У Никитских ворот» премьера — «Убийство в храме. Репетиция...» — спектакль памяти Александра Меня, убитого десять лет назад....


КОГДА ВЫРУБАЮТ ВИШНЕВЫИ САД, ПОЛУЧАЕТСЯ ЛЕСОПОВАЛ
       
       Еще не начался в полную силу театральный сезон, а в театре «У Никитских ворот» премьера — «Убийство в храме. Репетиция...» — спектакль памяти Александра Меня, убитого десять лет назад. Сегодня на вопросы корреспондента «Новой газеты» отвечает руководитель театра Марк Розовский — режиссер и драматург, заслуженный деятель искусств России
       
       — Марк Григорьевич, в одной статье, посвященной спектаклю «Убийство в храме...», вы пишете, что, может быть, это самое значительное из театральных произведений, поставленных вами когда-либо...
       — Вы знаете, не пристало мне самому что-либо оценивать и манифестировать, однако, скажем, такие спектакли, как «Бедная Лиза», «История лошади», «Убивец», «Пир во время чумы», «Фокусник из Люблина» и даже «Дядя Ваня», трактовавшие проблемы греха и насилия, страдания и веры, выстроенные в репертуарную линию, требовали какого-то итогового произведения, мощь которого определялась бы абсолютом духовного поиска. Вот эти поиски и вывели нас на спектакль «Убийство в храме. Репетиция…», — памяти отца Александра Меня, злодейски убиенного ровно 10 лет назад.
       Судьба отца Александра — пример жизни и смерти во имя людей, во имя Бога. Нас терзал и влек к себе высокий смысл мученичества. Нам важно было постичь и себя в этой трагической истории, у которой так много версий, но истина скрыта в ней одна-единственная: человек — не пыль, если он одухотворен. Нам важно знать не только то, кто убил Александра Меня и кто заказал его убийство, но и почему его убили, почему его надо было казнить. В спектакле затрагиваются глобальные темы человеческого существования. Здесь обозначаются те ценности, которые наше общество стремительно теряет или уже совсем потеряло.
       — А может, все-таки не совсем потеряло? Сегодня освящается храм Христа Спасителя, выходят толстые журналы, продолжается культурная жизнь...
       — Да, мы с вами говорим в день Преображения Господня, когда освящается храм, но именно в этот день в подводной лодке «Курск» гибнут люди. Для меня эти вещи, казалось бы, никак между собой не связанные, соединяются в одной точке. Я вижу в трагедии с «Курском» не только чисто технологические проблемы отказа каких-то механизмов на подводной лодке, первопричина этой драмы в другом: в безнравственности и безответственности. Точнее, в ответственности за безнравственность во всех слоях общества.
       — Героям дадут награды, виновные будут наказаны...
       — Видимость справедливости — еще не сама справедливость. Дело в том, что кошмары, нас преследующие, — пожары, катастрофы, разгул насилия, ксенофобия и прочие атрибуты сегодняшнего бытия — не случайны. Все связано в этом мире — за грехи полагается возмездие.
       — Пример греха можете привести?
       — Например, адмирал Б. придумал версию: столкновение с вражеским судном. Хорошо, тогда вопрос: чего стоит весь наш Северный флот, который находился рядом на учениях и не сумел даже запеленговать «обидчика»? Значит, одно из двух: или адмирал врет безбожно, или весь флот пусть вернет налогоплательщикам деньги, потраченные впустую. И какой умник из отцов-командиров послал многотонный крейсер на мелководье? От таких «защитников отечества» и надо бы Отечество защищать. А мы им собрались еще большие деньги давать! Спрашивается: а зачем? Зачем вообще нам эта махина, называемая ВПК, без всяких комплексов сидящая на загривке у всего народа России?
       — Не боитесь, что вас обвинят в антипатриотизме?
       — Может быть, внешне мои рассуждения и выглядят антипатриотичными, однако они человечны, а значит, патриотичны. А мы... с кем воевать вздумали в Баренцевом море? Против какого воображаемого противника? Советская власть размахивала этими ядерными подлодками, подсылая их в те же норвежские и шведские фиорды. Там в ужас от нас приходили еще недавно! Так кто мы сегодня, неужели те же? Единственный несырьевой товар, который мы распространили по всему миру, — автомат Калашникова. Куда важнее, мне кажется, дать людям хлеб, масло, колбасу, квартиры... Медицину и культуру. Обществу нужна не просто конверсия, а духовная эволюция. Сегодня нужно поправить, спасти наш дух, наше миросознание. И армия должна его полностью разделять, офицеры должны знать, если хотите, философию своей профессии. А не будет этой философии и этой ответственности — будут у нас и дальше взрываться подводные лодки и падать самолеты, будут гибнуть мальчишки и расти производство цинковых гробов. И все мы будем и дальше красиво плакать на телеэкране крокодиловыми слезами. Но только после того, после...
       — Откуда ваш пессимизм?
       — Из истории. Войны, революции, 37-й год... За двадцатый век — подсчитано — Россия во всех катаклизмах потеряла девяносто миллионов человек. Теперь прибавьте к ним еще сто восемнадцать. А причина одна: кто-то считает, что цель оправдывает средства, и потому ценность человеческой жизни равна нулю. Кстати, нераскрытость убийства отца Александра тоже диагноз нашему обществу: мы больны. Пока неизлечимо.
       — О духовности говорят сейчас много — и правительство, и чиновники. Но почему же так получилось, что спонсор вашего спектакля не какой-нибудь местный банк или коммерческая организация, а фонд Сороса?
       — Потому что мы обратились в Институт «Открытое общество», и он нам помог. На деньги Сороса мы купили для театра потрясающую светоаппаратуру, и я могу только низко поклониться этому фонду за то, что он помог святому делу. А что касается других спонсоров, мы рады были бы принять их помощь, но, но... В том-то и беда, у нас на подводную лодку и учения хватает наскрести, а на толстые журналы, библиотеки, музеи и науку дает деньги Сорос. Хорошо устроились! А потом, когда Сорос приезжает сюда, мы его же еще и поливаем грязью и опять же бесстыдно, но очень горделиво кричим, что он вообще чуть ли не захватить нашу страну собирается. Вот это нормально теперь, по-нашенски — брать деньги и плевать в человека, который тебе хочет помочь. И это называется патриотизмом?
       — Насколько мне известно, правительством Москвы принято постановление «О развитии театра «У Никитских ворот»?
       — Да, полтора года назад мы получили бумажку, в которой черным по белому написано, что наш театр должен развиваться, но никаких реальных денег, кроме крошек с барского стола, до сих пор не получили. То есть формально мы имеем сегодня какие-то перспективы, чему невероятно рады, и благодарны Лужкову и Шанцеву за понимание, однако реализации у этого постановления до сих пор практически никакой. Только чиновничья волокита, обещания одних официальных лиц и вслед за тем молчание и отказы других... Я верю, что денег у правительства Москвы, по крайней мере на нас, сейчас нет. Но согласитесь, это же безобразие, что 12 лет в центре Москвы существует пустое потрясающее помещение, отданное, наконец, театру, и не хватает каких-то мизерных в сравнении с расходами на другие московские дела средств, чтобы это помещение отремонтировать. Как говорится, шампанское пьем, а на спичках экономим!
       — Все равно творческая жизнь театра продолжается, вот только что была блестящая премьера, наверняка еще что-то ожидается в ближайшее время?
       — Сейчас я сделал себе подарок — ставлю «Вишневый сад». Знаете, когда режиссер ставит Чехова, он становится самым счастливым человеком на свете, поэтому мне сейчас хорошо.
       — Есть ли какая-то логика в последовательности премьер, в том, что после «Убийства в храме...» идет «Вишневый сад»?
       — Помните, один из чеховских персонажей говорит: «Вся Россия — наш сад», и заканчивается пьеса тем, что сад идет с молотка. Так что, сами понимаете, сейчас она, так же, как и «Убийство в храме...», не только актуальна, но, я бы даже сказал, злободневна. Пьеса доказывает и предупреждает, что причины всех наших бед заключаются не в неверных планах реформ или каких-то отсталых технологиях, а прежде всего в психологии, в душевных болезнях людей, в том, что происходит внутри каждого из нас. Почему сейчас так обесценены жалость и милость, почему гуманность сегодня становится посмешищем, почему люди, проповедующие насилие, — главные люди страны? Не поняв и не ответив на эти вопросы, не разобравшись, кто мы, зачем мы и для чего живем, из кризиса мы никогда не выйдем. Сегодня нам очень недостает живого вероучителя, такого, как отец Александр. Ведь отцы церкви давным-давно по всем больным вопросам, о которых мы сейчас говорим, уже высказались. Но мы оглохли, бедные, и в наших ушах звучит лишь одна тупая попса да реклама «Бери от жизни все», «Лучше жевать, чем говорить». За это, извините, и расплачиваемся.
       — В сценах, завершающих «Вишневый сад», все-таки есть некоторый оптимизм: старый сад срубили, но на его месте появляется что-то новое... Соответствует ли это хоть в какой-то степени вашему сегодняшнему мироощущению?
       — Насчет оптимизма я с вами не согласен, это звучит даже издевательски, потому что вырубленный вишневый сад — это уже лесоповал. И символом России сегодня скорее является уже не вишневый сад, а именно этот страшный образ. И мы это прекрасно знаем, нам, вырубившим в XX веке все сады, останется только жизнь дикарей на пеньках. Вот об этой перспективе нас и предупреждает доктор Чехов. А слова о будущем можно говорить и выкрикивать с пеньков какие угодно, эта словесная вязь не должна обманывать. Ценности надо восстанавливать, ценности, которые должны проходить через сердце каждого человека.
       — Марк Григорьевич, в репертуаре театра «У Никитских ворот» — классики и современники, авангардисты и драматурги, тяготеющие к традиции. А лично вам что ближе и интереснее — классика или авангард?
       — Вопрос, что ближе, не верен по сути, мне близко все, что раскрывает человека. Здесь не должно быть какой-то рутинности, мы открыты для любого эксперимента. Но я считаю, что каждый автор право на свой эксперимент должен отголодать, выстрадать, для этого должны пролиться пот, кровь и слезы. А у нас какой-то графоман схватился правой рукой за левое ухо, чего-то такое вякнул, и это уже называется экспериментом. Это какой-то детский сад литературы. Чтобы быть авангардистом, нужно жить, как Кафка, а если ты живешь комфортно, светишься на всех тусовках, возникаешь в лощеных журналах, если ты моден — какой ты Кафка? Ты ему в подметки не годишься изначально, потому что ты слышишь мир иначе, ты видишь совсем по-другому, ты выпендриваешься, и больше ничего, а Кафка не выпендривался. Он жил и умирал в своих фантасмагориях. В мировом театре опыты Беккета, Ионеско — это опыты крупных художников, которые свои духовные поиски облекли в совершенно свежую уникальную форму — сегодня уже классическую. Для того чтобы изобрести что-то новое сейчас, необходимо отключиться от многого в современной жизни. Мы же часто имеем дело с шарлатанами, делягами, превращающими свое псевдоноваторство в чисто коммерческий промысел. Подлинные новаторы, составившие цвет русского авангардизма серебряного века, были совсем не таковы, вспомните хотя бы желтую кофту Маяковского и его выстрел в конце пути.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera