Сюжеты

НАД ПРОПАСТЬЮ «РАКУШКИ»

Этот материал вышел в № 67 от 14 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Любовь к модерну попадает в организмы воздушно-капельным путем. Помню, влюбилась в студента Абрамцевского художественного училища только за то, что он, показывая бутылкой портвейна на фасад арбатского особняка напротив, откровенничал, что...


       
       Любовь к модерну попадает в организмы воздушно-капельным путем. Помню, влюбилась в студента Абрамцевского художественного училища только за то, что он, показывая бутылкой портвейна на фасад арбатского особняка напротив, откровенничал, что именно вода — стихия ар нуво, поэтому под вон тем окошечком узор волнообразный. Кругом все и так плыло от жары, градуса и симпатии — сплошной югендстиль.
       74-летний Игорь Анатольевич Пальмин влюбился в архитектурный модерн двадцать лет назад, когда декадентство преследовалось, но повально модным еще не стало. Со временем болезнь приняла академические формы. Пальмин первый в Союзе начал фотографировать доходные дома, особняки, барельефы, которые, несмотря на табличку «охраняется государством», не считались достойными придворного искусствоведения. Работы признанного мэтра отечественной фотографии с 1986 года издавались в Париже, Лондоне и только в 90-х годах оказались востребованы у нас. Книга Г. Стернина и Е. Борисовой «Русский модерн», проиллюстрированная фотографиями Пальмина, определила дальнейшую судьбу стиля в российской архитектуре.
       После утонченно-многослойного Уткина, выставлявшегося здесь накануне, перед экспозицией, заманчиво озаглавленной «Русский модерн: ПоДРОБности», заранее готовишься разгадывать аллюзии и распутывать кружева авторских ассоциаций. Отважно стараешься их найти — и не можешь. Видишь 24 добропорядочные фотографии. Москва, Питер, Самара, Клязьма, Шехтель, Щусев, Макаев... Особняк Рябушинского, ворота Метрополя, Марфо-Мариинская обитель. При предельно сухой, академичной съемке автор избегает пафосных монументальных планов и любых обобщений. Простые, фронтальные снимки без модной спекуляции перспективой. Прямой свет, трафаретные тени: совершенно не за что уцепиться глазу, кроме самих грифонов, барельефов, лестниц. Пальмин настолько любит свои объекты, что не позволяет зрителю отвлекаться на диалог с автором. И выставка получается хрестоматийная, но без глянца — настоящая классика. А типичная для модерна фотография лестницы «ракушкой» — визитная карточка каждой художественной энциклопедии — является изобретением Пальмина.
       26 сентября четыре фотографии с выставки пополнят коллекцию Музея архитектуры, а проект Аввакумова будет развиваться эволюционным путем: на смену классическому модерну Пальмина грядет жесткий архитектурный индастриал, запечатленный в фотоработах его сына Юрия.
  
       Музей архитектуры им. Щусева, Воздвиженка, 5. До 25 сентября.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera