Сюжеты

МАГИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ

Этот материал вышел в № 68 от 18 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Каковы причины и последствия бензинового кризиса для России Цены на бензин до января вырастут минимум на 50%. Это приведет к разгону инфляции до 15%, поскольку подорожает все Очень надоело слушать глупости. Самая главная патриотическая...


Каковы причины и последствия бензинового кризиса для России
  

  
Цены на бензин до января вырастут минимум на 50%. Это приведет к разгону инфляции до 15%, поскольку подорожает все
       
       Очень надоело слушать глупости. Самая главная патриотическая глупость: если цены на нефть на мировом рынке растут, то внутри страны они должны падать, поскольку нефтяные олигархи получают сверхприбыли от экспорта и поэтому обязаны терпеть убытки на внутреннем рынке, кредитовать народ.
       На самом деле так не бывает.
       Российские нефтяные компании — точно такая же часть мирового нефтяного бизнеса, как «Бритиш петролеум», «Эльф Акитен» или «Шелл». Для осуществления успешной конкуренции они точно так же должны бурить новые скважины, реструктурировать старые, минимизировать издержки, инвестировать в основные фонды. То есть деньги зарабатывать должны. Ни в одном бизнес-плане ни одной нефтекомпании нет пункта о любви к российскому народу (точно так же, как «Бритиш петролеум» не практикует профессиональной любви к бритам, а «Эльф Акитен» — к французам).
       Поэтому ускорившийся рост внутренних цен на нефть (что почувствовали на себе все по причине 25-процентного подорожания и дефицита на рынке бензина) — процесс естественный. При мировой цене на нефть 30 долларов за баррель внутри страны баррель до последнего времени стоил 13 долларов. Теперь всего лишь поднялся до 17 долларов, что вызвало бурю народного и правительственного недовольства. И народ, и правительство предпочитают жить в иллюзии, что можно в рамках рыночной экономики заставить нефтяников забесплатно наполнять внутренний рынок, когда те могут получить на Западе сверхприбыль при котировках 30 долларов за баррель. И не получить ни дефицита, ни роста цен. Блаженные.
       О правительстве вообще отдельная песня. Это теперь оно делает вид, что коллапс подкрался незаметно, что во всем виноваты жадные олигархи. На самом-то деле именно правительство жадное, именно оно погналось за двумя зайцами, обрушив в результате топливный рынок. Ни для кого ведь не секрет, что весь 2000 год правительство постоянно увеличивало нефтяным компаниям экспортные квоты, желая собрать побольше доходов в казну от экспортных пошлин. Чем больше нефтяники поставят на экспорт, тем больше доходов у правительства. Вот и доувеличивались: вместо прежних 30% добываемой в России нефти теперь мы экспортируем все 39%. Это означает, что вместо необходимых 200 млн тонн в год на внутреннем рынке едва остается 170 млн тонн. Родное правительство теперь прикидывается, что не понимает, как в результате им самим спровоцированного дефицита растет внутренняя цена на нефть. Просто прелесть, а не правительство.
       Еще о дефиците. Министр экономики Герман Греф уже успел назвать подорожание нефтепродуктов «сезонным фактором», который скоро пройдет: северный завоз и уборка урожая подходят к концу. Ну да, у нас менталитет такой, мы постоянно недоучитываем сезонный фактор: как сказал сатирик, снег в России — всегда неожиданность, даже если в конце января. Мы все время искренне надеемся, что неизбежного можно избежать — это, видимо, всероссийская сублимация по поводу национальной пословицы «готовь сани зимой». Вот и правительство весь июль и август делало вид, что пронесет: что Бог как-нибудь так придумает — и северный завоз вместе с уборкой урожая будут реализованы при помощи специального небесного топлива от управления делами небесной канцелярии. Так истово на это надеялись, что решили в эти месяцы не урезать экспорт, что надо делать, если хочешь оставить в стране побольше нефти. Транша от Бога не последовало. Как водится, северный завоз и село слизали с рынка все нефтепродукты. Дефицит — рост цен — разлетевшиеся в недоумении брови Грефа. Виноват сезонный фактор.
       Кроме роста мировой цены на нефть и невезухи с наступившей-таки осенью, на рост бензиновых цен, конечно, повлияла налоговая реформа. С января акциз на бензин увеличивается в три раза — с 18 долларов за тонну до 53 долларов. Плюс 15-процентный НДС, выплачиваемый с цены, уже раздутой акцизом. Все это в любом случае привело бы к росту рыночных цен на бензин в январе процентов на 35—40. Аналитик инвестиционной компании «Флеминг» Владимир Носов считает, что продавцы бензина в условиях дефицита уже начали разогревать рынок, как это бывает перед любым плановым подорожанием: «В результате цена на бензин вырастет не 1 января в ноль часов, а будет повышаться постепенно, и в декабре 92-й бензин должен будет стоить рублей десять. В январе в связи с введением акциза будет «перехлест» цены до 12 рублей. А потом цена нормализуется на уровне 10,5—11 рублей за литр».
       Это будет означать почти 50-процентное подорожание бензина по сравнению с нынешними 7,5 рублями за литр.
       Как показывает богатая на подобные события новейшая российская история, это неизбежно приведет к подорожанию всего и разгону инфляции. Хотя транспортная составляющая в цене продуктов в большинстве нечукотских регионов России не критически велика (и по законам арифметики не может привести более чем к 5—7-процентному подорожанию), подорожание будет очень существенным. Такое чувство, что российские коммерсанты рады найти извинительный повод для поднятия цены и поэтому всегда умножают на два.
       Радует в этой ситуации только то, что Россия еще немножко приблизилась к мировым ценам на нефть, нефтяникам стало чуть выгоднее работать на внутреннем рынке, и в этом смысле в российских финансах стало меньше лжи. Может быть, наступило наконец понимание, что невозможно всей страной жить за счет экспорта, ничего за это не платя внутри. Халявы стало чуть меньше.
       Булат СТОЛЯРОВ
       
       
Волна бензинового кризиса докатится до России в январе Волна бензинового кризиса докатится до России в январе
       
       Ситуация, складывающаяся на отечественных бензоколонках, пока не идет ни в какое сравнение с западноевропейской. Но это пока. И весь вопрос только во времени. Пока в преддверии бензинового шторма, ситуация в стране выглядит так.
       
       Вологодская область
       Наш корреспондент, проехав с востока области до Вологды более четырехсот километров, с радостью констатирует: бензин есть везде. Правда, от его внимания не ускользнули два обстоятельства: по сравнению с августом цены на бензин подскочили сразу на рубль. И теперь литр АИ-92 стоит 7 рублей 80 копеек, а АИ-95 — 8 рублей 70 копеек (на 20—30 копеек дороже, чем в московском регионе). Второе наблюдение: чем дальше едешь в глубинку, тем бензин становится дороже — на 20—30 копеек за литр.
       
       Сибирь
       Самые высокие цены на автомобильное топливо зарегистрированы в Красноярском крае. За литр самого популярного АИ-92 красноярцы выкладывают 8 рублей 20 копеек. В Иркутске тот же литр стоит уже семь с половиной рублей, в Ачинске — 7 рублей 30 копеек, а в Томске и вовсе ровно семь целковых.
       Как ожидается, рост цен на железнодорожные перевозки приведет в ближайшее время к очередному рывку цен и на бензин. И наиболее ощутимым он ожидается в Красноярске. В связи с прогнозируемым неприятным событием Южно-Сибирское антимонопольное управление планирует провести проверку основных поставщиков ГСМ на предмет картельного сговора. Аналогичная проверка в прошлом году оказалась результативной — уличенные в картельном сговоре компании вернули в государственный бюджет значительную долю сверхприбыли.
       
       Пенза
       Пик топливного кризиса здесь пришелся на конец июля — начало августа. В настоящее время перебоев со снабжением бензином и дизтопливом не наблюдается. Цены на АИ-76 — 6 руб. 70 коп., АИ-92 — 7 руб. 50 коп., АИ-95 — 8 руб. 50 коп. Отпускные цены в ОАО «Пензанефтепродукт» (структурное подразделение НК «ЮКОС» — основного поставщика нефтепродуктов в пензенском регионе) составляют: на 76-й — 4 руб. 89 коп., 92-й — 5 руб. 60 коп., 95-й — 6 руб.
       30 коп. за литр. Накрутку осуществляют владельцы АЗС и арендаторы, в числе которых родственники и друзья высокопоставленных чиновников области.
       
       Самара
       Видимой проблемы со снабжением бензином в Самаре не наблюдается. Есть небольшие очереди на АЗС — и не более того. В среднем бензин за месяц подорожал на 20 копеек. За два месяца цена на бензин марки АИ-92 поднялась в среднем на рубль и дошла до отметки 7 руб. 50 коп.
       Самарские автомобилисты в отличие от вологодских отмечают обратную картину: чем ближе к Самаре — тем дороже бензин. И все они без исключения недовольны его качеством на АЗС. Как сказал нашему собкору один из них: «Иной раз на 76-м ездишь лучше, чем на 92-м».
       Все потребители в Самаре уверены — цены на бензин до конца года вырастут.
       Пресс-секретарь НК «ЮКОС» С. Лаврененко считает:
       — Повыситься цены могут только оттого, что правительство повысит акцизы.
       Другой сотрудник пресс-службы посоветовал:
       — Самая адекватная линия поведения местных властей — ужесточение контроля за нелегальным вывозом бензина из региона. Огромное количество самарского бензина «утекает» в Казахстан, где сейчас с топливом большие проблемы. Естественно, это играет на повышение цен на бензин в Самаре.
       Анатолий СТЕПОВОЙ (по сообщениям наших корреспондентов: В. МАМИНА (Пенза), А. САВКИНА (Самара), А. РОСТОВА (Красноярск), Е. ПИЛИПЕНКО (Вологда), С. БИТОВА (Иркутск))
       
       
       ОЦЕНКИ
       С 1 сентября действует постановление Правительства РФ о квотировании нефтепродуктов. Свет оно увидело 26 августа, за четыре дня до начала действия. Законодательством предусмотрен срок 3 месяца.
       Ну да бог с ним, с этим чиновничьим нарушением. Волнует другое: этот шаг кабинета министров напрямую способствует дефициту топлива в стране. С ростом мировых цен на углеводородное сырье возрастает и экспорт нефти из России, а следовательно, уменьшается объем ее переработки внутри страны, то есть автоматически увеличиваются внутренние цены на сырье. В этих условиях производителям нефтепродуктов необходимо увеличить свои оборотные средства и поддерживать прибыльность хотя бы на нулевом уровне. Как? По мнению аналитиков Центральной топливной компании (ЦТК), это возможно (при росте цен на нефть) лишь путем экспорта дизтоплива и мазута. Но вышеуказанное правительственное постановление о квотировании ставит все с ног на голову: вместо того чтобы увеличить переработку нефти и производство автобензинов в традиционно напряженные для России месяцы — с конца августа до конца октября, когда люди возвращаются из отпусков, активно используют автотранспорт для поездок на дачи, на приусадебные участки, — наши госмужи создают ажиотажный спрос на горючку.
       Анализ, проведенный в ЦТК, дает основания предполагать дальнейший рост розничных цен на автобензины на 7—11%. Возможны и перебои с поставками топлива у мелких операторов АЗС.
       У правительства Михаила Касьянова еще есть время ограничить экспорт нефти в октябре. Причем не только через систему «Транснефти», но и речным, железнодорожным транспортом. Целесообразно было бы отменить квоты на мазут и солярку.
       Российское правительство никак не может осознать, что топливная отрасль давно уже стала элементом рынка и управлять ею нерыночными методами нельзя.
       В руководстве дирекции по планированию и маркетингу ЦТК считают, что создавшейся напряженности можно было избежать, если бы своевременно были подняты пошлины на нефть, снижены до нуля квоты, пошлины на дизтопливо и мазут. Это дало бы возможность загрузить российские нефтеперерабатывающие заводы в августе, сентябре, октябре и получить солидное дополнительное количество бензина.
       Надо учитывать и то, что введение второй части Налогового кодекса окончательно хоронит надежды нефтяных компаний на возможность создания сезонных запасов топлива — ведь налоги платятся по факту отгрузки. Отсюда вывод: обслуживание запасов правительство должно взять на себя. Каким образом? Не будем забывать, что никуда пока не испарились объемные хранилища Госкомрезерва, да и у «Транснефти» остались кое-какие мощности — так же, как и у нефтяных компаний.
       Принцип весьма прост: закладку в хранилища провести в январе—феврале. В мае—июне, когда нефтепереработка становится после «зимней спячки» на ремонт, часть запасов отпустить. Другую часть отпустить в период с 20 августа по октябрь.
       В масштабах страны это не колоссальные затраты, и, естественно, с учетом традиционного роста сентябрьских цен и снижения ставок рефинансирования затраты эти не сравнимы с громаднейшими моральными и материальными потерями российских граждан, а также транспортных и промышленных предприятий.
       Однако момент уже упущен, и путь остается один: поднять цены на розничном рынке, постараться избежать перекосов этих цен в российских регионах. Думается, через 3—4 недели ситуация «рассосется» сама собой, если, конечно, на мировом нефтяном рынке не произойдет нечто сверхсерьезное, когда баррель вдруг зашкалит далеко за 37 долл., или в России вновь грянет «август-1998»...

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera