Сюжеты

СЕНАТОРЫ — ВСЕСИЛЬНЫЕ И ЖАЛКИЕ

Этот материал вышел в № 68 от 18 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Проблемные губернаторы делятся на тех, из кого высосут миллионы московские пиарщики, и тех, кто отдаст последние крохи местным пропагандистам Когда Владимир Путин начинал свое наступление на Совет Федерации и в результате не встретил...


       
       Проблемные губернаторы делятся на тех, из кого высосут миллионы московские пиарщики, и тех, кто отдаст последние крохи местным пропагандистам
       
       Когда Владимир Путин начинал свое наступление на Совет Федерации и в результате не встретил должного отпора со стороны губернаторов, удивились все. Глухая и монолитная губернаторская стена, сокрушавшая в свое время любые покушения ельцинской администрации на свои права и привилегии, рухнула в одночасье. Страх ли перед Путиным заставил всесильных удельных князей добровольно пойти на заклание к новому хозяину? Скорее причина была в другом. Путин ударил фактически накануне осенних губернаторских выборов, и в этой ситуации ставка на открытое противостояние с президентом была для регионалов настолько рисковой и ненадежной, что они почти единодушно смирились, полагая, что наверстают свое после переизбрания осенью.
       Разумеется, политический вес российских региональных князьков разнится не только на федеральном уровне, но и в собственных губерниях. Некоторые из них, вроде астраханца Гужвина, пермяка Игумнова или нынешнего члена президиума Госсовета Ишаева, сохранили свои позиции и наверняка победят на выборах и без прямой помощи центральной власти, и даже без президентского слова в свою поддержку (что в некоторых регионах стоит дороже любой финансовой и информационной помощи). Эта странная плеяда так называемых тихих губернаторов осторожна до абсолюта — ожидать от них последующей фронды Кремлю не стоит ни при каком раскладе. Среди них, кстати, неожиданным образом оказались и так называемые красные губернаторы, вроде челябинца Сумина, которые скорее всего победят, мобилизовав привычный коммунистический электорат, но тоже наверняка встанут по стойке смирно перед Путиным сразу же после официального признания их победы.
       Однако есть герои, чья слава прогремела настолько громко, сильно и, прямо скажем, не в лучшем свете, что рассчитывать на поддержку Центра им не приходится даже при условии ежедневных признаний в верности Владимиру Владимировичу. Губернатор Калининградской области Горбенко вызывает приступ аллергии даже у весьма прагматичных хозяев президентской администрации.
       Губернаторов, входящих в первую, условно положительную, группу и во вторую, однозначно проигрышную, как ни странно, меньшинство. Остальных же с большим или меньшим основанием можно смело причислить к разряду «проблемных». Проблема их проста и откровенна до безобразия — избраться на следующий срок они в принципе могут, но с невероятными, фантастическими до умопомрачения сложностями — настолько сильно развили они у избирателей аллергию на свои персоны. Именно эти «несчастные», но обычно изрядно разбогатевшие за время своего губернаторства деятели и составляют тот костяк, чьи представители дружно ринулись в последние недели в офисы крупнейших пиаровских контор Москвы. По опросу, который мы негласно провели среди членов Совета Федерации и среди сотрудников наиболее крупных пиар-компаний, ситуация выглядит следующим образом.
       Самый большой пакет заказов — более чем на 20 губернаторов — получила известная компания «Никколо М», к которой традиционно благоволят президентская администрация и «Газпром». Говорят, что на этот раз такой крупный пакет заказов для «Никколо М» пролоббировал лично глава территориального управления волошинского ведомства господин Самойлов. Среди тех кандидатов, которых «ведет» эта фирма, особого внимания заслуживает рязанский губернатор Любимов, который, не сумев заставить Законодательное собрание принять удобный для него закон, бросает теперь все свои ресурсы на дорогостоящую избирательную кампанию. Не осталась внакладе и пресловутая «Видео Интернэшнл», получившая с благословения всесильного министра печати и информации Лесина такой лакомый и, мягко говоря, не бедный экземпляр, как генерал-губернатор Руцкой. «Проблемный», но вовсе не бедный Горбенко бросился в объятия малоизвестной пока фирмы «Центр политических технологий».
       Любопытно, что наиболее одиозные конторы, занимающиеся политическим пиаром, — «НОВОКОМ» Алексея Кошмарова, «ФЭП» Глеба Павловского и «Старая Площадь» Юлии Русовой — оказались в стороне от губернаторских выборов. Наверняка не потому, что все губернаторы решили, что «черный пиар», который обычно связывают именно с деятельностью вышеназванных компаний, устарел. Лоббистов во власти у этих консультантов не меньше. Один из сотрудников «ФЭПа» признался в интервью вашему корреспонденту, что основным направлением работы Павловского и Ко стали полпреды президента в семи новообразованных федеральных округах, которые этой осенью станут основными «разруливающими» в битве между соискателями теплых губернаторских мест. Очевидно, что за полпредами будет последнее слово в этих баталиях: не понравится кандидат — просто снимут с предвыборной дистанции. Снять они могут действительно любого, и вот почему.
       В среднем, по оценке большинства сотрудников центров политического консалтинга, с которыми довелось побеседовать корреспонденту «Новой газеты», губернаторская кампания обычно в 4—5 раз дороже выборов депутата по одномандатному округу, и общие затраты на ее проведение составляют около миллиона американских долларов. Правда, если речь идет о крупных регионах (особенно если в них есть автономные округа), цена тут же поднимается до пяти-шести миллионов тех же денежных единиц.
       Но в России, как в Германии времен Средневековья, есть и совсем маленькие губернии, где проживают порой не больше ста тысяч человек. Здесь разгуляться негде, и единственное, что могут предложить местные кандидаты в губернаторы разжиревшим московским фирмам, — скромную сумму в миллион рублей, официально разрешенную законом на проведение губернаторских выборов. Московские фирмы, разумеется, дружно отказываются от таких «оскорбительных» предложений, и тогда кандидатам приходится идти на поклон к местным непритязательным пиарщикам (которые, правда, все равно вытянут из претендентов гораздо больше обозначенной законом суммы). Выходит, что и «проблемные» губернаторы с миллионами долларов, и выдвиженцы с «жалкими» десятками тысяч одинаково нарушают российское законодательство, что дает в руки полпредам (а значит, и Кремлю) дополнительные козыри воздействия на непокорных.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera