Сюжеты

ЧЕЙ ГОЛОС ИГРАЕТ В ЯЩИКЕ?

Этот материал вышел в № 69 от 21 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Суровый мужской. Обволакивающий женский. Рычание «Вечеррром на ОРррТ!» и шелест «На канале Эн. Тэ. Фээ!». Голос телеканала — давно уже не бубнеж за кадром: «Не забудьте выключить телевизор!». Голос телеканала — его второе «я»,...


       
       Суровый мужской. Обволакивающий женский. Рычание «Вечеррром на ОРррТ!» и шелест «На канале Эн. Тэ. Фээ!». Голос телеканала — давно уже не бубнеж за кадром: «Не забудьте выключить телевизор!». Голос телеканала — его второе «я», обволакивающе-ласковое или грозно-строгое. Иногда и кичливое: «Только у нас!», или капризное: «Оставайтесь с нами!», или требовательное: «Смотрите сегодня!». И мы, зачарованные невидимым голосом, послушно «остаемся с ними» и «смотрим сегодня», забывая выключить телевизор.
       
       
Александр КЛЮКВИН:
ГОЛОСОМ РТР РАБОТАЮ ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ
       
       — Голосом канала РТР я работаю недолго, четвертый месяц. Но голосом вообще работаю много. Я — заслуженный артист, актер Малого театра, на телевидении и в кино работаю уже 11 лет. Я вам хорошо знаком, уж поверьте мне. Каждый день по нескольку раз вы слышите мой голос. Озвучивал сериалы «Альф», «Коломбо», инспектора Бриджеса, комиссара Рекса и многих других. На телеканале РТР я работаю с июня этого года.
       — Есть ли мода на голоса? Например, на Иновещании любили солидные мужские голоса...
       — В большинстве заставок нужен нерезкий и солидный голос — к основательному человеку доверия больше, чем к неуравновешенному. Голос должен быть удобным, и он должен стать другом того, кто смотрит этот канал, почти членом семьи.
       — Исследования показывают, что женский голос воспринимается лучше мужского.
       — На нашем телевидении сложилась такая практика, что женский голос — вспомогательный. У нас в стране доминируют мужчины, в этом смысле у нас права человека не очень развиты. Положение в стране сказывается на телевидении, и поэтому на наших экранах доминируют мужские голоса.
       — Может ли у нас в скором времени появиться второй Левитан?
       — Думаю, что нет. Во времена Левитана было только одно радио. Выбирать не приходилось. Сейчас, помимо того, что у нас десять каналов обычных, есть масса кабельных, спутниковое телевидение, и один голос, будь он даже суперлевитанский, никогда не охватит все сознание страны.
       — Но на каком-то канале может быть чудесный, завораживающий голос?
       — Тогда слава этому каналу! Значит, он будет иметь больше зрителей, соответственно, больше рекламы и больше денег.
       — Вне рабочей обстановки вы пользуетесь своим голосом?
       — Нет. Главное в человеке — лицо и ум, а не голос.
       
       
Василий СТРЕЛЬНИКОВ:
Я — ЛЕВИТАН КАНАЛА MTV
       
       — Аудитория MTV — это молодые люди 14–30 лет. Вы, мягко говоря, несколько выходите за эти возрастные рамки.
       — Да я сам удивляюсь, как это меня смотрят депрессивно-агрессивные подростки. Наверно, что-то «цепляет». Но что — мне трудно сказать. Бывает, просыпаются отеческие чувства к зрителям, когда выходишь ночью с работы, стоградусный мороз, а там стоит синяя от холода поклонница, желает кружку подарить. И говорю: «Господи, девочка, иди домой! Или в подъезд погреться!»
       — Вы в их возрасте жили в США...
       — Я вернулся в СССР в 14 лет. И там обнаружил вместо двадцати телеканалов — три, вместо двадцати восьми радиостанций — три, причем все три говорили об одном и том же. Конечно, мне все было совершенно дико и непонятно.
       Тогда я стал на коротких волнах слушать всевозможные «голоса» — BBC, «Голос Америки». Потом меня взяли диктором в английскую редакцию Иновещания, когда мне еще не было восемнадцати лет. В восьмидесятые на нашем ТВ я работал в программе «Английский язык для начинающих». Совершенно дебильные вещи — «Hello, my name is Vasily». Потом были разные коммерческие радиостанции и телеканалы. На фоне общего бардака я занимался своим хобби — радиовещанием, и до сих пор этим занимаюсь.
       — Для вас английский язык — это второй русский или же русский — второй английский?
       — Первые свои слова я сказал все-таки по-русски, но услышал, я думаю, английские. Думаю когда как — то на русском, то на английском. С ребенком своим с первого дня буду разговаривать на английском, на русском пусть его мама говорит, чтобы он с рождения знал два языка. Вообще каждый язык имеет какую-то свою энергетику, свою атмосферу. И владеющие английским — это особая порода людей, это граждане мира.
       Но уезжать в Штаты я не хочу. Так, просто пожить там тихо и спокойно полгодика. Или провести тихую старость, хотя я надеюсь, что тихой она не будет... Так сложилось, что в этой стране веселее. Например, коммерческое радиовещание существует во всем мире уже тысячу лет. А здесь оно началось только в 90-х. Поэтому мне намного интереснее находиться здесь и участвовать в открытии московских станций, чем сидеть в каком-нибудь Бостоне, ставить семь песен без перерыва, потом с карточки читать «104.6 fm music nonstop» и ставить следующие семь песен.
       — А почему вы оставили радиостанции, на которых работали, в том числе и программным директором, — «Радио 7», «Классика»?
       — Бизнес. Это не просто включил радиоприемник и услышал Britеny Spears или Led Zeppelin. Владелец «Радио 7», американец, продал радиостанцию в 1995 году. Пришли новые люди, которые решили все делать по-своему, и весь старый состав отправили отдыхать. Никаких творческих амбиций тут не было. После этого я работал на «Европе плюс», потом на радио «Классика». Потом «Классика» сменила ориентацию, появилось MTV...
       — А кто вас, 38-летнего, позвал веселиться на подростковое MTV?
       — Мое появление на экране не было спланированным. Меня пригласили на MTV голосом канала. Этаким штатным Левитаном. Я шел озвучивать и переводить программы: включаешь 38-ю кнопку, слышишь голос и сразу знаешь — MTV. Но скоро кому-то пришла в голову нездоровая идея попробовать меня в эфире. Появилась программа по заявкам: «Week-end-ный каприз».
       — Как вы сами определяете то безобразие, которое творите в «Week-end-ном капризе?»
       — Много лет назад мы с Сережей Вороновым, вокалистом группы «Кроссроудз», работали на Иновещании. Я в английской редакции, он — в немецкой. Работали и дурачились. Иногда просто откроешь блокнот и начинаешь рисовать какой-нибудь маразм, какие-нибудь комиксы. Нарисуем глупость и ржем полчаса. Этому явлению мы дали определение «оздоровительный маразм». «Week-end-ный каприз» — примерно то же.
       — То есть вы не только в кадре, но и в жизни изрядный шутник?
       — Абсолютно безбашенный. Я никогда не задумывался над тем, пытаюсь ли я быть непохожим, другим. Просто я такой — и все. Когда работал на радио, то говорил людям, которых учил работать в эфире: я взял вас на работу, потому что при первой встрече вы мне показались интересными и что мне вас будет интересно слушать. И с теми, кто звонит с заявками в «Week-end-ный каприз», я говорю о том, что мне интересно. Можно ведь разговаривать так, как это делают на всех радиостанциях и телеканалах: «Здравствуйте — как вас зовут — откуда вы — кому будем приветы передавать — что будем слушать?» А можно в каждом что-то нащупать.
       — А если вы приходите на работу и у вас дурацкое настроение, хочется всех убить, то что в таком состоянии можно «нащупать»?
       — А надо заменить минус на плюс. Как показывает опыт, самые лучшие мои передачи были сделаны, когда я приходил на работу в плохом настроении, или накануне вечером был в гостях и малость перебрал, или с девушкой поругался. Поэтому, когда я прихожу на работу в плохом настроении, я не беспокоюсь, знаю, что эфир пройдет хорошо. Да и от проблем отвлечет.
       Иногда — только не стоит этим злоупотреблять — полезно чуть-чуть поделиться со зрителем: извините, мне сегодня очень нездоровится, или девушка бросила. Возникает момент интимности, сообщничества. Человек у экрана понимает, что перед ним живой человек, который тоже выпивает и ссорится с девушкой.
       — Вы счастливый человек?
       — Я самый счастливый человек в этой стране. У меня есть все, что мне нужно. Когда у меня в одном месте детство играть перестанет, вот тогда начнутся проблемы. А пока играет — слава богу...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera