Сюжеты

НЕПРОДАЖНОЕ ТВ ЕСТЬ. НО ОНО ДОРОГО СТОИТ

Этот материал вышел в № 70 от 25 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

НЕПРОДАЖНОЕ ТВ ЕСТЬ. НО ОНО ДОРОГО СТОИТ Независимость пока не по карману Когда сгорела Останкинская башня, москвичи заговорили о полной информационной блокаде, как будто в стране нет немосковских телеканалов. Но они есть, и даже хорошие,...


НЕПРОДАЖНОЕ ТВ ЕСТЬ. НО ОНО ДОРОГО СТОИТ
Независимость пока не по карману
       
       Когда сгорела Останкинская башня, москвичи заговорили о полной информационной блокаде, как будто в стране нет немосковских телеканалов. Но они есть, и даже хорошие, и даже высокопрофесcиональные. Но и у них есть проблемы, о которых мы говорим с Мананой Асламазян, генеральным директором общественной организации «Интерньюс», реализующей программы развития регионального телевидения в России
       
       — Манана, почему «Интерньюc» занимается столь сложным и, казалось бы, непрестижным делом, как региональное телевидение?
       — Наша глобальная цель — появление в нашей стране сильных региональных телекомпаний, которые представляют своим зрителям честную, объективную информацию и профессионально сделанные программы. Все наши проекты, сколь разными они бы ни были, преследуют эту цель. Телевидение — огромный, многоплановый узел. И от того, насколько гармонично будут смотреться его компоненты, зависит любовь зрителя.
       — В чем выражается ваша забота о местном телевидении?
       — Во-первых, телевидение — это люди, поэтому мы очень серьезно занимаемся повышением квалификации тех, кто работает на ТВ. Не секрет, что около 80% региональных телевизионщиков вообще не имеют специального образования. В 90-х годах появилось множество частных региональных телеканалов, и люди приходили на телевидение почти с улицы. Во-вторых, телевидение — это школа мастерства. Поэтому мы организуем несколько конкурсов для региональных вещателей.
       — Откуда средства для столь больших проектов?
       — Все восемь лет нашего существования мы пытаемся под эти цели получать гранты от различных западных фондов. И через наши программы прошли уже около пяти тысяч российских телевизионщиков.
       — Вы работаете только с частными компаниями?
       — С частными компаниями мы работаем больше, чем с государственными. Мы считаем, что независимые частные компании, которые работают не на бюджетные, а на заработанные рекламные деньги, должны давать более объективную информацию. А дело государственных компаний — выполнять государственный заказ. Мне кажется, что было бы честнее, если бы все СМИ действовали в равных условиях.
       Мы работаем с частными СМИ еще и потому, что многие грантодатели специально это оговаривают. Но там, где есть возможность, мы с удовольствием сотрудничаем с муниципальными СМИ из маленьких городов, где рекламы очень мало и выжить за ее счет невозможно, а потому нужна поддержка местной администрации. Очень хорошо, если власти решают, что их городу нужно свое телевидение, и хотя бы частично его финансируют. В идеале местные власти должны были бы финансировать только сам факт существования телекомпании и не вмешиваться в редакционную политику. Но чаще всего это только «в идеале».
       — Рекламный рынок в России почти не развит, и поэтому словосочетание «частная независимая телекомпания» звучит довольно странно.
       — Да, рекламный рынок, который сегодня существует в регионах, не в состоянии поддержать местное телевидение. Ведь количество рекламы зависит от уровня покупательной способности — никакой рекламодатель типа «Нестле» не будет покупать три минуты рекламного времени в стотысячном городе, он лучше купит одну минуту на федеральном канале и заплатит сравнительно небольшие деньги. Вообще цена рекламной минуты в России очень занижена не только на региональных, но и на федеральных каналах, которые имеют большую аудиторию и хорошие рейтинги. Поэтому, я думаю, каналы должны образовывать рекламодателя, предлагая ему нестандартные маркетинговые ходы. Многим кажется, что делать телевидение очень просто: создать канал, продать пять минут рекламы, на эти деньги сделать новые программы — и канал станет популярным. Но телевидение — сложная наука, а в нашей стране еще и большая политика. Многим телекомпаниям за годы работы так и не удалось стать сильными и независимыми...
       — С рекламой мы более или менее разобрались: ее крайне мало, других источников финансирования практически нет, и появляются понятия: «черный пиар», «заказной материал».
       — Все говорят, что «независимые СМИ» — термин идеалистический, что в нашей стране их быть не может. Но идеальных независимых СМИ не может быть ни в одном городе мира. Важно, от кого они «зависят». Если от любви зрителей, от их числа — это хорошо. А если от «джинсы»... Другое дело, что даже от «черного пиара», государственных денег можно зависеть по-разному: можно соглашаться на все, а можно находить какие-то компромиссные решения, не изменяя своим принципам. От этого зависит уровень доверия зрителя.
       — Есть ли среди региональных телекомпаний те, которые нашли собственный рецепт выживания?
       — Наш конкурс «Новости-Время местное» показывает удивительную закономерность: самые сильные, независимые телекомпании на Урале и в Сибири. А самые зависимые на юге России и на Дальнем Востоке. Север и Поволжье — это «золотая середина». Великолепные телекомпании в Екатеринбурге, Томске, Красноярске, Перми. Замечательные компании работают в небольших городах, названия которых, может быть, не все читатели знают. Например, в закрытом городе Зеленогорске в Красноярском крае есть замечательная телекомпания «Твин».
       — А как вы относитесь к решению представителя президента в Уральском федеральном округе Петра Латышева о создании в своем округе единой телекомпании, то есть собственного телевидения федерального округа?
       — Все эти проекты рождаются от незнания менеджмента телевидения. Что значит создать единую компанию, сигнал которой будет покрывать территорию всего Урала? Это попытка стоит безумных денег. С трудом представляю себе, откуда сейчас наше государство может взять деньги на создание семи каналов, — это сопоставимо по затратам с созданием нового РТР. Это же не просто зарплата для сотрудников и средства на производство программ, это еще и огромная приемопередающая сеть, частоты, лицензии. Я думаю, лучше создавать специальные программы, которые транслировались бы многими региональными телекомпаниями. В этом нет ничего сложного, мы делали такие проекты, и стоит это значительно дешевле.
       — Вы имеете в виду программу «Время местное»?
       — Технология их создания проста: каждая телекомпания, с которой мы работали, еженедельно посылала нам один сюжет. В проекте участвовали десятки телекомпаний, мы в Москве монтировали единую передачу и готовую программу отсылали в регионы бесплатно. 206 выпусков программы за четыре года. По сути, это летопись жизни регионов с 1992 по 1996 год. Недавно 18 телекомпаний России попросили нас организовать эту акцию снова. Конечно, мы не стали отказываться. Это один из примеров создания единого информационного пространства. И мне кажется, что по этому пути могли бы пойти и федеральные округа.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera