Сюжеты

НЕ ОПРАВДЫВАЙТЕ СРЕДСТВА

Этот материал вышел в № 70 от 25 Сентября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Если ваша цель — свобода Публичная роль женщины в российском обществе... О том, как она значима, сложна и трагична, Раиса Максимовна Горбачева знала очень хорошо. И наверное, не случайно именно общественно-политический клуб, созданный...


Если ваша цель — свобода
       
       Публичная роль женщины в российском обществе... О том, как она значима, сложна и трагична, Раиса Максимовна Горбачева знала очень хорошо. И наверное, не случайно именно общественно-политический клуб, созданный весной 1997 года, оказался последним проектом Раисы Максимовны.
       Клуб Раисы Максимовны (таким стало его официальное название) открылся заседанием «Современная Россия: взгляд женщины». Потом было еще несколько встреч...
       Нетерпимость к насилию, преодоление насилия в семье, а значит, и в обществе — идея конференции, которая обсуждалась с Раисой Максимовной и которую она горячо поддержала.
       Международная конференция «Человек и семья: преодоление насилия» состоялась. Но, к великому сожалению, она оказалась первым мероприятием клуба, в котором не принимала личного участия Раиса Максимовна Горбачева.
       В организации конференции приняли участие Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Российский фонд культуры, Общество семейных консультантов и психотерапевтов.
       Мы предлагаем выдержки из материалов конференции, которые полностью будут опубликованы «Горбачев-Фондом».

       
       ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ НАСИЛИЯ НЕТ
       Людмила УЛИЦКАЯ, писательница:
       «В мире есть единицы измерения чего угодно: рубли, калории, биты. Единицы измерения насилия нет. Мы не можем сказать, становится насилия больше или меньше. Но именно в наше время человечество осознало, а может, только постепенно начинает осознавать: проблема выживания связана не с истощением ресурсов планеты и даже не с экологической катастрофой, а с тем, успеет ли homo sapiens перестроить свое сознание таким образом, чтобы признать свободу высшим благом, а насилие — глубочайшим позором и болезнью.
       Насилие — не наша отечественная болезнь. Это всемирное поражение. Однако, кажется, Бердяев говорил, что психологические особенности русских закладываются в раннем детстве в результате тугого пеленания, принятого во всех слоях общества — от крестьянства до аристократии, и привычка к рабскому состоянию складывается именно из-за стеснения физического движения в раннем возрасте... Возможно, к этому заключению следует относиться как к метафоре, но, мне кажется, и в буквальном его прочтении тоже есть определенный смысл. Рабское состояние и есть привычка к насилию».
       
       Элис МИЛЛЕР, психоаналитик (Швейцария), автор широко известных работ по психологии личности:
       «Гипотеза, будто немецкий антисемитизм явился причиной холокоста, подвергалась справедливой критике. Главным аргументом служила отсылка к периоду Первой мировой войны. В то время антисемитизм в Германии был так же сильно выражен, но это не привело к геноциду. К тому же в других странах с традиционным антисемитизмом геноцида не было: сошлемся на Польшу, Россию и другие. Выдвигаемый авторами данной гипотезы аргумент, будто в Веймарской республике безработица и обнищание населения явились причиной общего недовольства и привели вследствие этого к массовому уничтожению евреев, представляется малоубедительным, поскольку Гитлеру довольно быстро удалось взять безработицу под контроль.
       Следовательно, должны отыскаться другие факторы, до этого не принимавшиеся во внимание, — факторы, которые помогут объяснить, почему холокост имел место именно в Германии и почему именно в то, а не другое время. По-моему, одним из возможных действующих факторов здесь может быть деструктивный стиль воспитания, применявшийся к детям раннего возраста в Германии на рубеже веков. Это всеобщее и повсеместное истязание детей.
       Разумеется, и в других странах дети подвергались и подвергаются дурному обращению во имя целей и задач, которые ставят перед собой воспитатели. Однако не с такого раннего возраста и не с таким систематическим упорством, которые отличали прусскую педагогику. За два поколения до того, как Гитлер пришел к власти, данный метод уже был отработан во всех деталях и применялся по всей Германии. Он заложил в итоге надежный фундамент, на котором Гитлер смог построить то, о чем мечтал.
       Изучение случаев дурного обращения с детьми заставляет нас признать удивительный факт: родители наказывают детей и лишают их заботы так же, как некогда наказывали и лишали заботы их самих. Взрослый не помнит, через что ему пришлось пройти в детстве. Например, в случаях сексуального посягательства на ребенка преступник, как правило, не имеет сознательного представления о раннем периоде своего детства, а если такое представление у него есть, то не имеет контакта с чувствами, которые вызвало у него то или иное событие. Только в процессе терапии — при условии, что она ему предложена, — правда выходит на поверхность: в своем поступке он отыгрывал то, через что сам прошел в детстве».
       
       ПЛАТА ЗА ПОСЛУШАНИЕ
       Анна ВАРГА, семейный психотерапевт:
       «В русском языке нет понятия, адекватного английскому privacy. Это что-то вроде частной жизни, личной суверенности. Нет понятия и, значит, нет потребности. Душа нараспашку — вот что ценится. Это замечательное понятие, аналога которому нет в других культурах. В русской культуре выработались правила воспитания, позволяющие сохранять личные границы незамкнутыми.
       «Будь как все», «Тебе что, больше всех надо?», «Не противопоставляй себя коллективу» — дети часто слышат эти сентенции. Хороший ребенок — это послушный ребенок. Идеально, когда ребенок слушается и подчиняется, не спрашивая: «Почему так?» Взрослые не всегда могут объяснить, почему так, и в качестве аргумента говорят: «Потому что я тебе велел». Или: «Потому что я лучше знаю, как для тебя хорошо». Последний аргумент поражает искренней убежденностью. Дети верят. Мама лучше знает, на маме в таком случае и ответственность за устройство чужой жизни. Пусть это жизнь родного ребенка, все равно это не своя жизнь, а значит — чужая.
       Родителей обычно оскорбляют подобные рассуждения. Им кажется, что не брать на себя ответственность за жизнь ребенка, не управлять им — значит как бы бросить этого ребенка на верную гибель. Объяснять свои требования — все равно что не доверять собственному родительскому авторитету, вроде как прогибаться перед ребенком. Держать себя в руках, не показывать своих чувств в непосредственном виде — быть неискренним, отдаляться. Если взглянуть на дело с другой стороны, то получится, что беспрекословное послушание необходимо, чтобы осуществлять авторитарный контроль, а за ним, в свою очередь, скрывается неверие в здравый смысл и душевные силы ребенка, своего рода неуважение к ребенку. Конечно, возможность держать себя в руках требует несколько большей дистанции — имеешь дело все-таки не с собственной рукой или ногой, а с отдельным человеком.
       За привычную близость, за роскошь недоделанной индивидуальности, за незакрытые границы личности мы платим огромной распространенностью прежде всего эмоционального насилия в семьях, а часто и всякого другого».
       
       Сергей ЕНИКОЛОПОВ, психолог:
       «Процитируем некоторые ответы опрошенных нами женщин, работающих на руководящих позициях в предпринимательстве, на вопрос «Отличается ли женская агрессия от мужской? Если да, то чем?»:
       «Мужчины часто пускают в ход руки, женщины свое негодование выражают колкими словечками».
       «Женская — импульсивнее».
       «Женская — мелочнее, но человечнее».
       «Женская менее предсказуема и менее управляема. Может быть скрытой».
       «Мужская агрессия проявляется в более жестоких формах».
       «Женская агрессия часто возникает от бессилия добиться результата другим способом, а мужская — от нежелания подчиняться».
       «Мужская больше зависит от характера, физиологии, а женская — от условий жизни».
       «Женская длится дольше, и поводом могут быть пустяки».
       «Женская агрессия более жестока и коварна».
       «Эмоциональной окраской».
       «Женская агрессия — скрытая, затаенная, более изощренная в проявлениях, дольше сохраняется».
       На просьбу: «Назовите основные причины, которые могут вывести вас из себя» мы получили следующие ответы: необязательность людей, подлость, несправедливость, усталость, плохая погода, капризы ребенка, непонимание, грубость, несправедливость, неприятности у родных, неприятности у друзей, унижение людей, лень, ложь, несправедливые упреки, замечания в грубой форме, непонимание, хамское отношение, супружеская неверность, обман, безразличие, безответственность, эмоциональная неуравновешенность, агрессия, хамство, бесцеремонность, тупость, ложь, хамство».
       
       Инга ФУЧЕК, психолог (Германия):
       «Я хотела бы сравнить человека с деревом. Дерево не может выбрать место, где оно растет. Дерево растет по-разному в зависимости от почвы — мягкая эта почва или скалистая.
       Итак, мы рождаемся, вокруг нас определенная среда, которая определяет, каким образом формируются наши отношения, наше поведение в мире. Ребенок взаимодействует с семьей как со своей главной средой. Будет ли ребенок развиваться нормально или «зажато», зависит от того, насколько семья обеспечивает среду счастья для ребенка.
       Отношения семьи с ребенком определяют его отношение к страху. Страх — фундаментальный элемент существования человека. Всякий человек испытывает страх, беззащитность, беспомощность, бессилие. В детстве такой опыт очень впечатляет.
       В 1996 году в Германии было 25 тысяч случаев нанесения тяжелых телесных повреждений детям. Это только зарегистрированные. Педиатры считают, что количество подобных инцидентов гораздо больше, тем более что обычно регистрируются только самые экстремальные случаи насилия. Сегодня, помимо физического и сексуального насилия, все чаще говорят об эмоциональном насилии.
       Конечно, далеко не всякое наказание ребенка должно рассматриваться как проявление насилия. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к детям гораздо чаще встречается в семьях, которые не получают необходимой социальной поддержки. Кроме того, очень молодые матери и молодые родители, живущие в условиях стресса, проявляют насилие по отношению к ребенку гораздо чаще».
       
       НАСИЛИЕ — ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ВО ВЛАСТИ
       Улла БЬЕРНБЕРГ, социолог, профессор Гетеборгского университета (Швеция):
       Исчезает ли семья? Необходима ли она и заинтересованы ли мужчины и женщины в ее создании? Статистика не дает ответа на эти вопросы, но показывает, что формирование семьи и вступление в брак еще весьма распространено и становится даже более распространенным. Вместе с тем статистика показывает, что формирование семейных пар среди более молодых людей сокращается. Одинокая жизнь становится более распространенной, потому что формирование семьи откладывается во времени, а семьи становятся нестабильными и «пробными», и мужчины, и женщины в течение жизни несколько раз вступают в брак.
       В течение более чем двадцати лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, экономический риск, связанный с образованием семьи, рождением детей и покупкой дома, уменьшался. В этот период безработица была низкой, а пособия на детей и выплаты родителям увеличивались. Стабильные доходы и низкая безработица, равно как и достаточные жилищные субсидии, создали высокий жизненный стандарт для большинства семей с детьми. Эта тенденция прекратилась 20 лет назад в европейских странах и 10—15 лет назад в Швеции, поскольку именно тогда выросла безработица и снизились социальные выплаты домашним хозяйствам. Таким образом, развитие в период 90-х годов подразумевало, что принятие риска переносится на индивидуумов и домашние хозяйства, в то время как ответственность государства уменьшается — не систематически, но количественно, то есть уменьшаются размеры трансферов и субсидий... По сравнению с 60-ми и 70-ми годами люди столкнулись со значительно возросшими личными рисками.
       Швеция — первая страна в мире, где родителям законодательно запрещено физически и психологически наказывать детей. Этот закон, введенный в 1978 году, был в дальнейшем принят и в других европейских странах. Дети в Швеции знают, что родителям запрещено бить их и злоупотреблять ими. К сожалению, один закон не может прекратить насилие, но он создает норму. Закон и есть норма. Насилие есть упражнение во власти».
       
       
       P.S.
       ОНА ОСТАЛАСЬ
       В среду открыли памятник Раисе Максимовне. Сын и отец Сагояны сделали светлую работу.
       Спокойная, чуть печальная девушка в опущенной руке держит скромный букет. Семья Горбачевых сделала точно. Это не скульптура Раисы Максимовны, а памятник, который понравился бы ей самой.
       Вообще сотрудники фонда и семья сделали все, чтобы Р. М. оставить с нами. Ее жизнь — продолжается. Действуют гематологическая клиника, Фонд культуры, вышла книга, а на этой же странице — отчет с заседания ее клуба, который тоже — живет.

       

       («Горбачев-Фонд»)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera