Сюжеты

РЕФОРМА КАК ОНА ЕСТЬ

Этот материал вышел в № 73 от 05 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

или Ответ на четыре наивных вопроса о предстоящей реформе МПС После того как в марте 2000 года на Всероссийском совещании по вопросам ТЭК президент России В. Путин обозначил свою позицию по вопросу реформирования естественных монополий, а...


или Ответ на четыре наивных вопроса о предстоящей реформе МПС
       
       После того как в марте 2000 года на Всероссийском совещании по вопросам ТЭК президент России В. Путин обозначил свою позицию по вопросу реформирования естественных монополий, а позже в ежегодном президентском послании прозвучал тезис о недопустимости совмещения государственными органами управленческих и хозяйствующих функций, Министерство путей сообщения представило давно готовившийся в его недрах проект концепции реформирования железнодорожного транспорта. 12 октября ожидается его рассмотрение и утверждение правительством Российской Федерации.
       Сегодня, накануне этого поистине судьбоносного события, мы решили напомнить нашим читателям, что, как и зачем будет преобразовано и чем все это закончится.
       
       Зачем?
       Экономические потрясения последнего десятилетия и практически полное прекращение государственной поддержки, как, впрочем, и существующая в нашей стране налоговая система, не способствовали развитию российских железных дорог. Постоянный дефицит капитальных вложений, несмотря на проводимую МПС политику жесткой экономии, привел к почти 55-процентному износу основных фондов. Между тем с наметившимся общим ростом экономики страны возросла и потребность в наращивании объемов перевозок, а значит, и в увеличении вагонного и локомотивного парков. Стремительно развивающиеся технологии во всех сферах жизни диктуют и железнодорожному транспорту необходимость совершенствовать системы обеспечения его деятельности. Иначе говоря, отрасли требуются значительные инвестиционные вливания.
       Привлечение капиталов, обеспечение возрастающих потребностей в объемах и качестве перевозок, обновление производственно-технической базы, с одной стороны, и улучшение социальной защищенности и повышение мотиваций труда железнодорожников — с другой, стали основными задачами предстоящей реформы.
       
       Что?
       Министерство путей сообщения в настоящее время существует как мощный хозяйствующий субъект и одновременно осуществляет функции государственного управления, то есть само себя контролирует, проводит тарифную политику, разрабатывает нормативы и стандарты на транспортные услуги, обеспечивает безопасность движения, природоохранную деятельность в сфере железнодорожного транспорта и т.д. В свою очередь, на региональном уровне многие эти функции дублируют управления дорог. Реформе подлежит весь сложный народно-хозяйственный комплекс под названием «Министерство путей сообщения» со всеми его структурными подразделениями, включая станции, путевое хозяйство, ремонтные заводы, локомотивные и вагонные депо, системы связи, сети передачи данных и прочее.
       В результате реформы МПС РФ сохраняется как орган государственного управления, который будет заниматься лицензированием, сертификацией и стандартизацией, разработкой и контролированием исполнения нормативных документов, касающихся всех сфер деятельности железнодорожного транспорта, а также выполнением прочих руководящих функций.
       Хозяйственные же функции, как и вся материально-техническая база отрасли, включая производственный комплекс, отойдут к вновь создаваемой государственной акционерной компании «Российские железные дороги», учредителем которой выступит правительство Российской Федерации. Семнадцать железных дорог войдут в компанию «РЖД» на правах филиалов.
       Предполагается, что подобная структурная реорганизация управления стальными магистралями за счет создания конкурентной среды в области предоставления перевозочных услуг простимулирует приток капиталов, что, в свою очередь, позволит обеспечить модернизацию систем безопасности и связи, локомотивного и вагонного парков, строительство новых магистралей...
       
       Как?
       Реформирование будет осуществляться в три этапа.
       Первый этап — 2000–2001 гг. — формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, создание операторских грузовых компаний, компаний по контейнерным перевозкам и пригородных пассажирских компаний, владеющих необходимой материальной базой.
       Второй этап — 2002–2004 гг. — реальное разделение функций государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте, совершенствование элементов взаимодействия всех звеньев новой структуры.
       Третий этап — 2005 г. и далее — принципиальное завершение структурных преобразований и выведение железнодорожного транспорта на более высокую ступень развития.
       По прогнозам специалистов, активное привлечение инвестиций должно начаться уже на втором этапе реформы.
       Проведение реформы будет осуществляться с соблюдением необходимых условий в целях сохранения целостности экономического пространства страны, межрегиональных связей и транспортного сообщения с другими странами, а также при обязательном выполнении перевозок для государственных нужд.
       
       Результаты
       По расчетам разработчиков концепции, уже к 2006 г. главные цели реформы будут достигнуты. В результате преобразований основные показатели работы железнодорожного транспорта возрастут более чем в полтора раза по сравнению с нынешними. Отправление грузов превысит 1500 млн тонн, грузооборот составит почти 2000 млрд ткм. При этом очень важен тот факт, что объемные показатели работы отрасли будут достигнуты на обновленной материально-производственной базе. Другими словами, можно будет говорить о преодолении значительного спада, произошедшего в деятельности российских железных дорог после начала проведения в стране рыночных преобразований.
       В выигрыше при этом остаются все: государство получает снижение транспортной составляющей в стоимости продукции и развитие транспортного машиностроения; стальные магистрали — рост инвестиций; железнодорожники — повышение уровня жизни и социальной защищенности; пассажир — обслуживание на уровне мировых стандартов и недорогие билеты; грузоотправитель — улучшение качества перевозок и оптимальную тарифную политику.
       Хочется верить, что Россия все-таки станет первой страной, давшей миру позитивный опыт реформирования системы железных дорог. По крайней мере внятная программа у нас уже есть. Дело за малым — начать действовать.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera