Сюжеты

РЕФОРМА КАК ОНА ЕСТЬ

Этот материал вышел в № 73 от 05 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

или Ответ на четыре наивных вопроса о предстоящей реформе МПС После того как в марте 2000 года на Всероссийском совещании по вопросам ТЭК президент России В. Путин обозначил свою позицию по вопросу реформирования естественных монополий, а...


или Ответ на четыре наивных вопроса о предстоящей реформе МПС
       
       После того как в марте 2000 года на Всероссийском совещании по вопросам ТЭК президент России В. Путин обозначил свою позицию по вопросу реформирования естественных монополий, а позже в ежегодном президентском послании прозвучал тезис о недопустимости совмещения государственными органами управленческих и хозяйствующих функций, Министерство путей сообщения представило давно готовившийся в его недрах проект концепции реформирования железнодорожного транспорта. 12 октября ожидается его рассмотрение и утверждение правительством Российской Федерации.
       Сегодня, накануне этого поистине судьбоносного события, мы решили напомнить нашим читателям, что, как и зачем будет преобразовано и чем все это закончится.
       
       Зачем?
       Экономические потрясения последнего десятилетия и практически полное прекращение государственной поддержки, как, впрочем, и существующая в нашей стране налоговая система, не способствовали развитию российских железных дорог. Постоянный дефицит капитальных вложений, несмотря на проводимую МПС политику жесткой экономии, привел к почти 55-процентному износу основных фондов. Между тем с наметившимся общим ростом экономики страны возросла и потребность в наращивании объемов перевозок, а значит, и в увеличении вагонного и локомотивного парков. Стремительно развивающиеся технологии во всех сферах жизни диктуют и железнодорожному транспорту необходимость совершенствовать системы обеспечения его деятельности. Иначе говоря, отрасли требуются значительные инвестиционные вливания.
       Привлечение капиталов, обеспечение возрастающих потребностей в объемах и качестве перевозок, обновление производственно-технической базы, с одной стороны, и улучшение социальной защищенности и повышение мотиваций труда железнодорожников — с другой, стали основными задачами предстоящей реформы.
       
       Что?
       Министерство путей сообщения в настоящее время существует как мощный хозяйствующий субъект и одновременно осуществляет функции государственного управления, то есть само себя контролирует, проводит тарифную политику, разрабатывает нормативы и стандарты на транспортные услуги, обеспечивает безопасность движения, природоохранную деятельность в сфере железнодорожного транспорта и т.д. В свою очередь, на региональном уровне многие эти функции дублируют управления дорог. Реформе подлежит весь сложный народно-хозяйственный комплекс под названием «Министерство путей сообщения» со всеми его структурными подразделениями, включая станции, путевое хозяйство, ремонтные заводы, локомотивные и вагонные депо, системы связи, сети передачи данных и прочее.
       В результате реформы МПС РФ сохраняется как орган государственного управления, который будет заниматься лицензированием, сертификацией и стандартизацией, разработкой и контролированием исполнения нормативных документов, касающихся всех сфер деятельности железнодорожного транспорта, а также выполнением прочих руководящих функций.
       Хозяйственные же функции, как и вся материально-техническая база отрасли, включая производственный комплекс, отойдут к вновь создаваемой государственной акционерной компании «Российские железные дороги», учредителем которой выступит правительство Российской Федерации. Семнадцать железных дорог войдут в компанию «РЖД» на правах филиалов.
       Предполагается, что подобная структурная реорганизация управления стальными магистралями за счет создания конкурентной среды в области предоставления перевозочных услуг простимулирует приток капиталов, что, в свою очередь, позволит обеспечить модернизацию систем безопасности и связи, локомотивного и вагонного парков, строительство новых магистралей...
       
       Как?
       Реформирование будет осуществляться в три этапа.
       Первый этап — 2000–2001 гг. — формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, создание операторских грузовых компаний, компаний по контейнерным перевозкам и пригородных пассажирских компаний, владеющих необходимой материальной базой.
       Второй этап — 2002–2004 гг. — реальное разделение функций государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте, совершенствование элементов взаимодействия всех звеньев новой структуры.
       Третий этап — 2005 г. и далее — принципиальное завершение структурных преобразований и выведение железнодорожного транспорта на более высокую ступень развития.
       По прогнозам специалистов, активное привлечение инвестиций должно начаться уже на втором этапе реформы.
       Проведение реформы будет осуществляться с соблюдением необходимых условий в целях сохранения целостности экономического пространства страны, межрегиональных связей и транспортного сообщения с другими странами, а также при обязательном выполнении перевозок для государственных нужд.
       
       Результаты
       По расчетам разработчиков концепции, уже к 2006 г. главные цели реформы будут достигнуты. В результате преобразований основные показатели работы железнодорожного транспорта возрастут более чем в полтора раза по сравнению с нынешними. Отправление грузов превысит 1500 млн тонн, грузооборот составит почти 2000 млрд ткм. При этом очень важен тот факт, что объемные показатели работы отрасли будут достигнуты на обновленной материально-производственной базе. Другими словами, можно будет говорить о преодолении значительного спада, произошедшего в деятельности российских железных дорог после начала проведения в стране рыночных преобразований.
       В выигрыше при этом остаются все: государство получает снижение транспортной составляющей в стоимости продукции и развитие транспортного машиностроения; стальные магистрали — рост инвестиций; железнодорожники — повышение уровня жизни и социальной защищенности; пассажир — обслуживание на уровне мировых стандартов и недорогие билеты; грузоотправитель — улучшение качества перевозок и оптимальную тарифную политику.
       Хочется верить, что Россия все-таки станет первой страной, давшей миру позитивный опыт реформирования системы железных дорог. По крайней мере внятная программа у нас уже есть. Дело за малым — начать действовать.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera