Сюжеты

КОШМАР-2003: СТРАНА БЕЗ СВЕТА, АРМИИ, ПЕНСИЙ И С КУЧЕЙ ДОЛГОВ?

Этот материал вышел в № 74 от 09 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Однако все не так страшно, как рисуют политики На днях Рэм Вяхирев заявил, что «Газпром» в будущем году еще больше сократит поставки газа энергетикам. Газовый монополист предлагает РАО «ЕЭС» закупать газ аж в Туркмении. Понятное дело....


Однако все не так страшно, как рисуют политики
       
       На днях Рэм Вяхирев заявил, что «Газпром» в будущем году еще больше сократит поставки газа энергетикам. Газовый монополист предлагает РАО «ЕЭС» закупать газ аж в Туркмении. Понятное дело. «Газпрому» выгоднее продавать свое стратегическое сырье за границей и некогда думать о замерзающих городах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Только сырье-то это (в смысле газ) не является частной собственностью Рэма Ивановича. А посему, если есть необходимость перекачивать газ для нужд энергоснабжения россиян, то Вяхирев обязан делать это. И спорить здесь не о чем.
       
       Не успела отгреметь «проблема2000», на которую было потрачено не так уж мало денег, как оказалось, что нас настигает так называемая «проблема-2003», открытая аналитиками парламентской фракции «Единство». Более того, «медведям» удалось добиться создания специальной депутатской группы и заручиться поддержкой в правительстве и у самого президента.
       Так что же такое «проблема-2003»? Оказывается, именно на этот год приходятся три кризисных пика: нам предстоят самые большие выплаты по внешнему долгу, мы окажемся на дне демографической ямы и, наконец, практически в полную негодность придут основные производственные фонды, и прежде всего инфраструктура — системы нефте- и газопроводов, гидроэлектростанций, тепловых электростанций, ЛЭП, рельсового хозяйства МПС. А это чревато техногенными катастрофами.
       Последний пример — авария на уральской энергосистеме, когда на одной из межсистемных линий электропередач, связывающей крупнейшую тепловую электростанцию Урала — Рефтинскую ГРЭС — с энергосистемами «Свердловэнерго», «Челябэнерго» и «Курганэнерго», произошло короткое замыкание. В результате автоматика остановила третий энергоблок Белоярской АЭС и большинство энергоблоков Рефтинской ГРЭС, была отключена от питания и часть потребителей Свердловской и Челябинской областей. Возникли проблемы на комбинате «Маяк», который занимается переработкой ядерного топлива. К чести энергетиков, уже через 20 минут был подан ток основным потребителям, а в течение часа нормальное энергоснабжение было полностью восстановлено. Авария оказалась не слишком заметной именно потому, что удалось не допустить крайнего развития событий.
       Очевидно, что энергетика оказывается самым узким местом. Если аварии начнут преследовать ее, то об остальной промышленности можно вообще забыть. Представляете себе катастрофическую картину 2003 года: страна во тьме, без армии, с кучей долгов и брошенными на произвол судьбы пенсионерами.
       Но давайте разберемся со всем по порядку.
       Демографический кризис вовсе не кризис 2003 года. Эксперты Госкомстата считают, что снижения численности трудоспособного населения следует ожидать не ранее 2007-го, а особенно драматической ситуация станет лишь после 2010 года. Если не изменить пенсионный возраст, на одного пенсионера будет приходиться один работающий. Возникнут достаточно серьезные проблемы с обеспечением выплат пенсий. Что же касается 2003 года, то тогда будет как раз наблюдаться «максимальный вход в трудоспособный возраст» поколения, родившегося в 1983–1988 гг.
       Так что время на реформирование существующей пенсионной системы пока есть.
       Другой стороной проблемы становится и нехватка призывников. Уже в середине 90-х штатная потребность Вооруженных сил в солдатах превысила число здоровых молодых людей призывного возраста. Ситуация осложнится в 2005–2010 гг., когда служить пойдут малочисленные и в большинстве своем больные юноши, рожденные в 1987—1993 гг. Очень кстати здесь оказывается предстоящее сокращение армии. В период с 2001 по 2003 г. планируется сократить численность Вооруженных сил на 350 тысяч военнослужащих, а общая численность силовых ведомств сократится на 400 тысяч человек. Получается, что с какой стороны ни посмотри, а демографический кризис к 2003 году имеет косвенное отношение.
       Теперь о долгах. Это тоже проблема не одного года. В ближайшие 6 лет Россия должна выплатить более 85 млрд долларов. И хотя пик выплат действительно приходится на 2003 год, когда потребуется более 17 млрд, в остальные годы сумма выплат ненамного меньше. При этом, учитывая благоприятную для нас конъюнктуру цен на нефть и начавшийся экономический рост, рассчитывать на списание долга России уже не приходится.
       Сгладить пик можно различными способами. Никаких дефолтов постараются не допустить. Понятно, что правительство попробует реструктурировать часть задолженности, попытается перезанять внутри страны или за рубежом. Уже сейчас федеральная власть пытается ограничить права регионов на внешние заимствования, чтобы последние не мешали ей искать средства за рубежом. Не исключены использование золотовалютных резервов Центробанка или конверсия долга в собственность. Так, в течение ближайших трех лет планируется продать 25 тысяч предприятий, находящихся в собственности государства.
       Есть и другие способы. Многие государства в такой ситуации потихоньку небольшими суммами заранее выкупают свой долг, а развивающиеся страны нередко погашение внешнего долга финансируют за счет притока прямых инвестиций в экономику. Последний способ мог бы стать решением и проблемы обновления основных фондов, но прежде Россию нужно сделать инвестиционно привлекательной.
       Таким образом, проблема 2003 года фактически вырождается в проблему основных фондов. Их изношенность в некоторых отраслях уже к 2002 году составит 100%. В условиях наметившегося экономического роста загруженность и без того уже обветшавших мощностей существенно увеличится. Все это может обернуться валом технико-технологических катастроф. Поэтому, если решать проблемы в порядке их поступления, то приоритет, конечно же, за проблемой старения и выбывания основных производственных фондов. По мнению экспертов, наиболее критический характер она будет носить в энергетике, нефтяной промышленности, сельском хозяйстве и целом ряде других отраслей.
       Если опять же обратиться к энергетике, то, например, в РАО «ЕЭС России» изношенность основных фондов, по разным оценкам, от 65 до 80%. Требуется замена технически устаревших ТЭЦ, выведение из эксплуатации старых генерирующих мощностей, созданных еще до и сразу после войны. Да и некоторые ГЭС также требуют реконструкции. Проблема может показаться не столь острой по своей катастрофичности по сравнению, скажем, с потенциальными авариями на атомных станциях. Но если Минатом уже давно модернизирует свои объекты на деньги, получаемые от США за проданный уран в рамках договора СНВ-1 (в бюджете даже есть специальный фонд его имени), то РАО «ЕЭС России» было вынуждено использовать заделы, созданные еще в 80-х гг. Серьезных инвестиционных вложений в последние годы практически не осуществлялось. Ситуация еще больше осложнялась хроническими неплатежами за электроэнергию, заведомой убыточностью тарифов и т.п.
       Парадоксально, но факт: экономический рост чуть было не обернулся для отрасли еще большими убытками. Энергии предприятиям стало требоваться больше, а платить за нее они все же не хотят. Причем стоит только их отключить, как деньги сразу находятся. Так, с января по сентябрь этого года доля живых денег в платежах за электроэнергию выросла на 30% и уже составляет 68%. Для такого товара, как электроэнергия, это очень значительная величина: в 1997 году она не превышала 19%.
       Принятые руководством РАО меры по сбору платы живыми деньгами позволили снять остроту проблемы неплатежей, возобновилось введение новых мощностей, но реальные инвестиционные возможности РАО, по мнению экспертов РАН, не превышают 700–800 млн долларов. Однако, по оценке заместителя председателя правления РАО «ЕЭС» Я. Уринсона, для выполнения минимально необходимой инвестиционной программы на период до 2010 г. потребуется около 75 млрд, т.е. 7–8 млрд долларов в год.
       В целом же потребность российской экономики в инвестициях в ближайшие годы составляет, по некоторым оценкам, около 250 млрд долларов. В России таких денег нет. Остается надежда только на иностранных инвесторов. И если мы откажемся платить по долгам в 2003 году, можно будет напрочь забыть не только об инвестициях, но и просто о безопасном функционировании промышленности.
       Для хотя бы частичного решения этого вопроса необходим бюджет развития во много раз больших размеров, чем сейчас. А правительство в проекте бюджета на 2001 год вообще решило отказаться от бюджета развития. Если оно не займется решением проблемы срочного обновления основных фондов уже сейчас, то к 2003 году риск техногенных катастроф резко возрастет, электричество станет большим дефицитом и «страна погрузится во тьму».
       Нельзя, однако, сказать, что руководство страны совсем не принимает никаких мер. Похоже, руководству РАО «ЕЭС России» удалось передать президенту свою обеспокоенность. На саммите тысячелетия в Нью-Йорке Путин выдвинул инициативу синхронизировать западные и российские электрические сети и обеспечить участие иностранного капитала в инвестициях в линии электропередачи. По всем стандартам качество «российского электричества» ничуть не хуже мирового, и западных потребителей оно вполне устраивает. Главный показатель качества тока — его постоянное поддержание на заданной частоте 50 Гц. И вот к этим-то пресловутым 50 Гц в РАО «ЕЭС» относятся так же, как хирурги к стерильности инструментов.
       РАО «ЕЭС» по мере своих возможностей вводит в строй новые мощности. Так, уже в этом году войдет в строй Северо-Западная ТЭЦ, использующая самые современные парогазовые генераторы. Но этого пока мало.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera