Сюжеты

ИНВЕСТОРАМ ПУТЬ СВОБОДЕН

Этот материал вышел в № 74 от 09 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Изношенность подвижного состава и отсутствие у железнодорожников средств для его обновления — давно не секрет для широкой российской публики. «Концепция развития структурной реформы МПС», которая готовится к обсуждению в правительстве,...


       
       Изношенность подвижного состава и отсутствие у железнодорожников средств для его обновления — давно не секрет для широкой российской публики. «Концепция развития структурной реформы МПС», которая готовится к обсуждению в правительстве, сделает возможным привлечение дополнительных инвестиций в отрасль. Новая инвестиционная политика МПС также улучшит позиции России на мировых фондовых рынках.
       

 
       В ответ на усмешки скептиков — где, дескать, МПС собирается изыскивать ресурсы для всех тех грандиозных задач, которые обозначены в «Концепции развития структурной реформы МПС», — можно сказать: читайте документ, господа, внимательней, все механизмы привлечения инвестиций в отрасль в нем четко прописаны.
       Действительно, концепцию реформы, разработанную лучшими учеными и специалистами в области железнодорожного транспорта, поначалу вяло оспаривали, а теперь бурно одобряют во всех смежных ведомствах — Минэкономики, Минтрансе, МАПе и других.
       Задача, стоящая перед реформаторами, не из простых. Только для того, чтобы в ближайшие пять лет привести состояние основных производственных фондов хотя бы к уровню 1992 (!) года, потребуется не менее 600 миллиардов рублей в ценах 2000 года. При этом вкладывать ежегодно необходимо от 110 до 120 млрд рублей. В нынешнем году объем инвестиций в основной капитал оценивается в 66–70 млрд. рублей. То есть дефицит инвестиционных ресурсов начиная с 2000 года составляет около 50 млрд рублей.
       Понятно, что такие средства изыскать непросто. В МПС серьезно подошли к решению этой проблемы. Собственно, главное, что изменится в инвестиционной политике МПС в связи с реформой, — это перераспределение инвестиционных потоков в пользу привлеченных средств. Раньше все нужды отрасли покрывались за счет самих железнодорожников — 96,4% средств, направленных в основной капитал железнодорожного транспорта, инвестировало само МПС и лишь 3,6% привлекалось со стороны. Реформа же должна кардинально изменить ситуацию — во многом благодаря созданию полностью государственной компании «РЖД», которая будет собственником и распорядителем всех железнодорожных ресурсов. Таким образом, «РЖД» будет в состоянии самостоятельно обеспечить залогом привлечение заемных инвестиционных ресурсов, а акционерная собственность на имущество железнодорожного транспорта позволит использовать широкие возможности многих инвестиционных инструментов в зависимости от состояния и конъюнктуры финансовых рынков. В частности, реформа МПС предусматривает выпуск облигационных займов как на внутреннем рынке (рублевых), так и на внешних рынках (валютных займов, например, евробондов). Кроме того, возможно привлечение банковских кредитов, в том числе синдицированных кредитов иностранных банков.
       За счет формирования новых источников финансирования планируется «запустить» целый ряд отраслевых программ. Так, привлеченные средства будут направлены на снижение износа основных фондов и затрат на их содержание; реструктуризацию основных фондов для увеличения эффективности их использования, повышение производительности труда; снижение себестоимости перевозок. Дополнительные инвестиции позволят также улучшить потребительские качества перевозок и их конкурентоспособность.
       Сегодня механизмы инвестиционной политики, предложенные реформой МПС, получили высокую оценку в свете нынешних макроэкономических позиций России на мировых рынках. Так, по мнению ведущих российских аналитиков, «сегодня на мировых фондовых рынках сохраняется устойчивая тенденция к снижению курсовой стоимости акций российских компаний, которую смогут преодолеть лишь благоприятные текущие макроэкономические показатели РФ». К числу таких показателей, безусловно, можно отнести принятие реформы МПС, которая, как ожидается, окажет влияние на рост стоимости российских ценных бумаг на мировых рынках. Как тут не согласиться с мнением директора Института международных экономических и политических исследований РАН академика Александра Некипелова, отметившего насущную необходимость «обеспечить нормальную реакцию хозяйственных субъектов на рыночные сигналы и расчистить финансовые завалы». Что, собственно, в полной мере и отражает «Концепция развития структурной реформы МПС», в которой четко расставлены приоритеты в следующем порядке: разделение министерства на естественно-монопольный (регулирующий) и конкурентный (рыночный) сектора; организационное обособление инфраструктуры министерства — то есть монопольного сектора МПС РФ как органа государственного управления в области железнодорожного транспорта (в том числе осуществляющего его реформирование); отлаживание инвестиционной деятельности.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera