Сюжеты

ИНВЕСТОРАМ ПУТЬ СВОБОДЕН

Этот материал вышел в № 74 от 09 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Изношенность подвижного состава и отсутствие у железнодорожников средств для его обновления — давно не секрет для широкой российской публики. «Концепция развития структурной реформы МПС», которая готовится к обсуждению в правительстве,...


       
       Изношенность подвижного состава и отсутствие у железнодорожников средств для его обновления — давно не секрет для широкой российской публики. «Концепция развития структурной реформы МПС», которая готовится к обсуждению в правительстве, сделает возможным привлечение дополнительных инвестиций в отрасль. Новая инвестиционная политика МПС также улучшит позиции России на мировых фондовых рынках.
       

 
       В ответ на усмешки скептиков — где, дескать, МПС собирается изыскивать ресурсы для всех тех грандиозных задач, которые обозначены в «Концепции развития структурной реформы МПС», — можно сказать: читайте документ, господа, внимательней, все механизмы привлечения инвестиций в отрасль в нем четко прописаны.
       Действительно, концепцию реформы, разработанную лучшими учеными и специалистами в области железнодорожного транспорта, поначалу вяло оспаривали, а теперь бурно одобряют во всех смежных ведомствах — Минэкономики, Минтрансе, МАПе и других.
       Задача, стоящая перед реформаторами, не из простых. Только для того, чтобы в ближайшие пять лет привести состояние основных производственных фондов хотя бы к уровню 1992 (!) года, потребуется не менее 600 миллиардов рублей в ценах 2000 года. При этом вкладывать ежегодно необходимо от 110 до 120 млрд рублей. В нынешнем году объем инвестиций в основной капитал оценивается в 66–70 млрд. рублей. То есть дефицит инвестиционных ресурсов начиная с 2000 года составляет около 50 млрд рублей.
       Понятно, что такие средства изыскать непросто. В МПС серьезно подошли к решению этой проблемы. Собственно, главное, что изменится в инвестиционной политике МПС в связи с реформой, — это перераспределение инвестиционных потоков в пользу привлеченных средств. Раньше все нужды отрасли покрывались за счет самих железнодорожников — 96,4% средств, направленных в основной капитал железнодорожного транспорта, инвестировало само МПС и лишь 3,6% привлекалось со стороны. Реформа же должна кардинально изменить ситуацию — во многом благодаря созданию полностью государственной компании «РЖД», которая будет собственником и распорядителем всех железнодорожных ресурсов. Таким образом, «РЖД» будет в состоянии самостоятельно обеспечить залогом привлечение заемных инвестиционных ресурсов, а акционерная собственность на имущество железнодорожного транспорта позволит использовать широкие возможности многих инвестиционных инструментов в зависимости от состояния и конъюнктуры финансовых рынков. В частности, реформа МПС предусматривает выпуск облигационных займов как на внутреннем рынке (рублевых), так и на внешних рынках (валютных займов, например, евробондов). Кроме того, возможно привлечение банковских кредитов, в том числе синдицированных кредитов иностранных банков.
       За счет формирования новых источников финансирования планируется «запустить» целый ряд отраслевых программ. Так, привлеченные средства будут направлены на снижение износа основных фондов и затрат на их содержание; реструктуризацию основных фондов для увеличения эффективности их использования, повышение производительности труда; снижение себестоимости перевозок. Дополнительные инвестиции позволят также улучшить потребительские качества перевозок и их конкурентоспособность.
       Сегодня механизмы инвестиционной политики, предложенные реформой МПС, получили высокую оценку в свете нынешних макроэкономических позиций России на мировых рынках. Так, по мнению ведущих российских аналитиков, «сегодня на мировых фондовых рынках сохраняется устойчивая тенденция к снижению курсовой стоимости акций российских компаний, которую смогут преодолеть лишь благоприятные текущие макроэкономические показатели РФ». К числу таких показателей, безусловно, можно отнести принятие реформы МПС, которая, как ожидается, окажет влияние на рост стоимости российских ценных бумаг на мировых рынках. Как тут не согласиться с мнением директора Института международных экономических и политических исследований РАН академика Александра Некипелова, отметившего насущную необходимость «обеспечить нормальную реакцию хозяйственных субъектов на рыночные сигналы и расчистить финансовые завалы». Что, собственно, в полной мере и отражает «Концепция развития структурной реформы МПС», в которой четко расставлены приоритеты в следующем порядке: разделение министерства на естественно-монопольный (регулирующий) и конкурентный (рыночный) сектора; организационное обособление инфраструктуры министерства — то есть монопольного сектора МПС РФ как органа государственного управления в области железнодорожного транспорта (в том числе осуществляющего его реформирование); отлаживание инвестиционной деятельности.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera