Сюжеты

ЗАНАЧКА ДЛЯ ПУТИНА

Этот материал вышел в № 74 от 09 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

По разным подсчетам неучтенные в бюджете 2001 года доходы составляют от 73 до 250 млрд рублей В первом тайме бюджетных игр сборная Кремля добилась убедительной победы над регионами. Что позволило лидеру депутатской группы «Регионы России»...


По разным подсчетам неучтенные в бюджете 2001 года доходы составляют от 73 до 250 млрд рублей
       
       В первом тайме бюджетных игр сборная Кремля добилась убедительной победы над регионами. Что позволило лидеру депутатской группы «Регионы России» Олегу Морозову сказать, что «проект бюджета напоминает больного с зубной болью, флюс которого раздут в федеральную сторону». Впрочем, это не помешало думским региональщикам в большинстве своем проголосовать «за».
       Станет ли бюджет 2001 года, принятый в прошлую пятницу в первом чтении, поворотным этапом в новейшей истории страны, станет ясно когда-нибудь потом, в будущем. Но одно можно констатировать однозначно уже сегодня. Впервые за долгие годы правительство представило бездефицитный бюджет. «Правительство впредь будет планировать свою жизнь по тем возможностям, которые дает экономика без заимствований и зависимости от иностранных кредиторов», — заявляет министр финансов Кудрин. Более того, по расчетам некоторых депутатов, правительство еще и поскромничало, не учтя в доходной статье лишь 280 млрд руб. (данные С. Глазьева), или 150 млрд (А. Жуков), или как минимум 73 млрд (И. Артемьев).
       Именно подходы к дележу внезапно замаячивших дополнительных доходов и стали предметом спора думских фракций и правительства накануне первого чтения. Привыкнув тянуть тощенькое доходное одеяльце на себя, вечные невольники лоббистского труда пытались приучить себя мыслить по-другому.
       Вся предварительная борьба Думы и правительства сводилась к попыткам депутатов заставить кабинет Касьянова учесть дополнительные доходы, доказав творцам бюджета, что ими резко, минимум на 100 млрд руб., занижен прогноз ВВП, занижен прогноз инфляции и преувеличены масштабы предыдущего падения цен на нефть. И заставить исполнительную власть, признав дополнительные доходы, поделить их не под правительственным ковром когда-нибудь в будущем, а в этом проекте бюджета, за который будет голосовать Дума.
       В итоге правительство ни от одного просчитанного заранее параметра не отступило. В приватных беседах это было объяснено тем, что «техническое правительство» не может подставлять своего политического президента: а вдруг дополнительные доходы не соберутся, и что тогда?! Секвестр в первый же год президентства?! Не дай Бог!
       Уступки правительства оказались настолько тонкими, что их разъяснение требует определенного внимания. Сначала кабинет министров выдвинул следующую схему дележа шкуры не убитого медведя. Спустить дополнительные доходы в первом квартале следующего года: половина их будет направлена на погашение госдолга, а половина будет депонирована на специальный счет казначейства. Случись такое счастье и во втором квартале, половину доходов снова ждет участь расплаты по долгам, и только вторая половина пойдет на финансирование дополнительных расходов. То есть из всего сверхзаработанного страной за полгода сама страна, по мнению правительства, получит только четверть.
       В результате долгого торга с Думой правительство согласилось на единственное уточнение — в первом квартале депонировать на счет казначейства лишь четверть, а четверть дополнительных доходов все же пустить на финансирование расходных статей.
       Общаясь накануне голосования с депутатами, министр финансов Кудрин так объяснял собственную осторожность: «Есть ли дополнительные доходы, мы можем сказать только по итогам всего года: вдруг в следующем квартале будет провал, и тогда допдоходы пойдут на покрытие запланированных расходов».
       Говоря совсем просто, правительство, изначально уменьшив доходную статью, хотело бы сохранить за собой заначки — право на неограниченный маневр, точнее мухлеж с якобы с неба свалившимися доходами. А депутаты, конечно, не хотели бы упускать эту долю лоббистского пирога из своих рук.
       Правительство козыряло не только бездефицитностью, но и социальностью бюджета: расходы на социальную сферу подняты с 2,2% ВВП до 3,3%. «Государство должно прежде всего заботиться о детях и стариках, и это главное, что должно быть отражено в бюджете», — сердобольно заявило правительство устами Кудрина.
       При обсуждении выяснилось, что категорически против бюджета коммунисты и аграрии с их обычным набором претензий к «антинародной власти» и ОВР, обиженное на смещение распределения доходов не в пользу регионов (этот бюджет должен оставить регионам приблизительно 40% доходов против 60%, отданных в федеральный Центр, притом что в прошлые годы соотношение было обратным). Обидела ОВР и тактика правительства. «Разговор свысока с Думой» — как определил ее лидер ОВР Евгений Примаков, сам бывший премьер, между прочим.
       Однозначно за бюджет прокремлевские «Единство» и «Народный депутат», и ЛДПР в придачу. Да кто бы сомневался.
       Сенсация в позиции «ЯБЛОКА». Последовательно голосовавшая семь лет против всех бюджетов фракция на сей раз объявила свободное голосование. По словам Игоря Артемьева, это объясняется тем, что нынешний проект бюджета на 70% учел идеи и предложения «ЯБЛОКА», изложенные в альтернативном бюджете-2000. Более того, правительство достаточно внимательно отнеслось к расчетам «ЯБЛОКА», отыскавшего 73 млрд руб. неучтенных доходов и предлагающего целенаправленно выделить эти деньги на реформу армии, образования и судейскую реформу. В итоге 13 «яблочников», в том числе и Явлинский, проголосовали за бюджет (против было 3). Подробнее об идее «ЯБЛОКА» читайте в четверг.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera