Сюжеты

БАРАБАНЫ И ПЕРЕПОНКИ

Этот материал вышел в № 75 от 12 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

БАРАБАНЫ И ПЕРЕПОНКИ 31 год назад японец Тогаясу Ден создал группу «Ондекодза», бьющую в барабаны. Под собственный грохот и овации зрителей «Ондекодза» объехала весь мир, а этой осенью добралась до России. На концерте не покидает ощущение...


БАРАБАНЫ И ПЕРЕПОНКИ
       
       31 год назад японец Тогаясу Ден создал группу «Ондекодза», бьющую в барабаны. Под собственный грохот и овации зрителей «Ондекодза» объехала весь мир, а этой осенью добралась до России. На концерте не покидает ощущение шаманства: палочки к барабану едва прикасаются, а барабанные, простите, перепонки еле выдерживают. Зал заводится с полуоборота. На второй минуте выступления почтенный старец вцепился в волосы девушке-соседке. А вы говорите: виагра. Пусть скажет сама Ясуко, солистка «Ондекодза»
       
       – Позвольте представиться. Я — Ясуко из Нагасаки. Наш гонг весит около тонны. Для того, чтобы наполниться силой и смочь играть на нем, мы пробегаем в день двадцать километров. В день концерта получается немного меньше — телу надо оставить немного энергии. Так, вчера мы выбежали из гостиницы «Москва» в 6.30 утра и через час уже вернулись.
       В первый номер мы вкладываем особый смысл. Согласно буддийским верованиям, человека обременяют 108 забот и грехов. В новогоднюю ночь колокола в храмах отбивают 108 ударов, чтобы люди могли войти в новый год свободными и легкими. Очищается как бьющий в колокол (у нас — в барабан), так и слушающий его. С последним ударом грехи «уходят» вместе с улетевшим звуком.
       Второй номер основан на средневековом историческом сюжете, повествующем о кровавой войне между домами Тайра и Минамото. Минамото одержали победу и преследовали бегущего противника. Воин победившей армии по имени Кумагая в бою повалил врага на землю, снял с него шлем и увидел перед собой юношу, как две капли воды похожего на его собственного шестнадцатилетнего сына, сраженного вражеской стрелой год назад. Согласно законам боя, Кумагая отрубил Ацумори голову, но таким горьким и глубоким было его раскаяние, что он оставил службу в армии Минамото, сделался монахом и до конца своих дней бродил по Японии, ища успокоения духа. Флейта сякухати рассказывает эту печальную историю.
       Звуки, издаваемые животными, движущимися предметами, помогает воссоздать инструмент кэндама. На обычном концерте таких звуков не услышишь. Звук — наиболее оптимальное выражение эмоций и воспоминаний, которые наш руководитель господин Тогаясу Ден накопил во время своих обширных путешествий. Кэндама выглядит, как детская игрушка, но это обманчивое впечатление, он умеет все.
       Максимальное количество барабанов на сцене — 11, при большем количестве в партитуре наступает хаос, хотя как таковой ее нет. Японские инструменты говорят словами — don-don-don, нотами не описать, поэтому мы часто импровизируем, хотя определенный ритмический рисунок, конечно, есть. «Там-там-та-та-там» — вот примерный ритм японского барабана, и, говорят, он похож на «Спартак — чемпион!».
       Наши белые повязки на голове с бантиками посреди лба впитывают пот — во время выступлений он льется градом. Записей живых концертов у нас нет, но существует много компакт-дисков «Большой японский барабан». (В Москве они продаются в магазине «Путь к себе» на «Белорусской» и на «Горбушке». — Ред.) Если вы почувствуете через наши барабаны Японию, а мы стремимся именно к этому, мы будем очень рады.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera