Сюжеты

СУМЕЕТ ЛИ «ВОЛГА» ДОБРАТЬСЯ ДО АМЕРИКИ?

Этот материал вышел в № 75 от 12 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Западный опыт В России принято ссылаться на западный опыт. Стоит только иным политологам или экономистам заговорить о каких-либо масштабных изменениях, способных вызвать неоднозначную реакцию в обществе, как ими немедленно извлекается из...


       

 
       Западный опыт
       В России принято ссылаться на западный опыт. Стоит только иным политологам или экономистам заговорить о каких-либо масштабных изменениях, способных вызвать неоднозначную реакцию в обществе, как ими немедленно извлекается из учебников множество параллелей и поучительных случаев из жизни западных демократий. Пожалуй, займись кто-нибудь проведением рейтинга наиболее популярных примеров, по частоте упоминаний в нем лидировали бы Великая депрессия в США и западногерманские реформы, осуществленные после Второй мировой войны, которые известны также как план Маршалла. Слегка, не более чем на полкорпуса, от них отстанут ссылки на «азиатских тигров», нередко отчего-то упоминаемых на пару с почти легендарными (и, увы, невероятно ободряющими разного рода сторонников «крепкой руки») экономическими достижениями правительства Пиночета.
       Поэтому, следуя за общим потоком движения российской экономической мысли, и мы не удержимся от некоторых сравнений. Возьмем, к примеру, крупный американский или японский автоконцерн. Предположим теперь, что в результате ведения не вполне адекватной маркетинговой и производственной политики прибыли корпорации упали ни много ни мало в шестьдесят раз.
       Как вы полагаете, чем в подобной ситуации займутся в первую очередь акционеры и совет директоров? Устроят шумную вечеринку с фейерверками и стокилограммовыми кремовыми тортами? Созовут сотню журналистов, чтобы рассказать про рост продаж своей продукции на неполные пятьдесят процентов (с пяти до семи автомобилей) где-нибудь в Куала-Лумпуре, а о падении доходов не станут вспоминать вовсе?
       Конечно же, случится совсем иное. Запад, несмотря на то что отечественные коммунисты часто называют его безумным, сходить с ума пока еще не намерен. Скорее всего, топ-менеджеры, повинные в катастрофе, будут тотчас отправлены на «продолжительный отдых». В структуре управления концерна произойдут серьезные перемены, будет принят хорошо проработанный антикризисный план, направленный на сокращение расходов и возврат утерянных «по недоразумению» рынков, и спустя шесть-восемь месяцев прибыли вновь вырастут. Независимые наблюдатели, заметно оживившиеся при виде наметившегося было краха и предвкушавшие уже «увеселительное банкротство» на спокойном и скучном рынке, не балующем любителя посмотреть на катастрофы, будут вновь разочарованы. Журналы еще некоторое время посплетничают о несостоявшемся фиаско, но в конце концов решат, что «с кем не бывает», и займутся привычными публикациями о «душераздирающем падении акций на полпроцента».
       
       Российские реалии
       К несчастью, в шестьдесят раз доходы падают вовсе не в далеких заморских странах у неких призрачных концернов, а в России на широко известном заводе ГАЗ. Кроме того, производитель престижной некогда «Волги» на данный момент успел накопить громадную задолженность перед иностранными банками. За спиной у руководителей ГАЗа зловеще сверкают глаза финансовых институтов, ожидающих скорейшего возврата кредитов. Это ЕБРР (задолженность — 65 млн долл.), CS First Boston (12 млн долл.), «Вестдойче ландесбанк Восток» (около 5 млн долл.). Российский бюджет также недополучил от предприятия 1166,6 млн рублей, причем за последние полтора года долги перед государством выросли более чем в четыре раза. В целом финансовое состояние ГАЗа можно назвать весьма плачевным. А если вспомнить, что оборудование, на реконструкцию и обновление которого средств нет и не предвидится, ветшает день ото дня, а вскоре заводу и вовсе не на чем станет выпускать автомобили, качество которых уже упало до самой низкой отметки за всю историю существования отечественного автопрома...
       И тут-то разница между менталитетом западных и отечественных предпринимателей тотчас проявилась сполна.
       Нисколько не смущаясь бедственным положением на ГАЗе, его президент Николай Пугин отправляется в продолжительное путешествие по Соединенным Штатам.
       Недрогнувшей рукой генеральный директор автогиганта перерезает ленточку на открытии автосалона в Форт-Уэрте, расположенном в штате Техас. Отныне счастливые американцы смогут любоваться постоянно действующей экспозицией, а в сердце Америки теперь будут представлены легковые автомобили «Волга» и разнообразные модификации «Газелей». Причем слово «экспозиция», напоминающее о музеях, где не разрешают прикасаться к выставочным образцам и тем более уносить их с собой, очень точно отражает специфику нового салона. Ведь «Волги» для жителей США представляют по большей части интерес исключительно исторический, напоминая постаревшим хиппи и панкам о временах «ревущих семидесятых» и об антикварных ныне средствах передвижения, которые везли их на Вудстокский фестиваль.
       Что касается психологии среднего американца, то следует упомянуть об обстоятельстве, весьма прискорбном для перспектив продаж российских автомобилей. Дело в том, что жители «богоспасаемой страны» вполне доверяют лишь двум вещам: проповеди священника и рекламе.
       Реклама же новой марки автомобиля, «раскрутку» которого придется осуществлять с нуля, обойдется ГАЗу в сумму, сопоставимую со всем российским бюджетом, — это сотни миллионов долларов ежегодно. Кроме того, придется создавать обширную сеть автосалонов и станций обслуживания, которые тоже строятся отнюдь не бесплатно, требуя, помимо прочего, огромных затрат на свое содержание.
       Надо ли говорить, что даже сотой части средств, необходимых для продвижения автомобилей на американский рынок, у ГАЗа нет. Получить под новое начинание кредиты невозможно (кто станет финансировать очередную «Панаму»?).
       К тому же, если предположить, что чудо все-таки произойдет и кредиты по мановению некоей волшебной палочки все-таки появятся, автомобили «Волга» ни в США, ни даже в странах Латинской Америки покупать никто не станет. Чтобы понять это, не нужны огромный маркетинговый отдел и гениальные рыночные стратеги. Требуются лишь калькулятор и немного сообразительности.
       На данный момент стоимость автомобиля «ГАЗ-3110» составляет 163,93 тыс. руб., а «ГАЗ-3102» — 210 тыс. руб., то есть примерно 6 и 7,5 тыс. долл. Прибавим к этой сумме расходы на транспортировку через Атлантический океан, разнообразные местные налоги и пошлины, а также не забудем про необходимость доводить машины до соответствия местным экологическим стандартам и привычному для американцев уровню комфорта.
       Сколько получается теперь? Тысяч десять-двенадцать, никак не меньше. Но в этом секторе автомобильного рынка конкуренция ныне обострилась как ни в каком другом, а в последние годы он вообще считается малоприбыльным и неперспективным. Едва ли корейские, малайзийские и испанские производители охотно потеснятся, чтобы освободить рыночное пространство для нового российского бренда. Скорее всего, они даже пойдут на консолидацию с целью не допустить нового игрока на свои территории.
       Все эти обстоятельства для руководства и маркетингового отдела ГАЗа отнюдь не новость. Так неужели они тем не менее всерьез намерены покорять американский рынок, в то время как даже российский вскоре может от них ускользнуть?
       А может, руководство всерьез задумалось о том, чтобы оставить себе «немного ГАЗа на добрую память» и под прикрытием работы с новыми клиентами в США и Латинской Америке выводит с завода последние капиталы?
       Ведь еще недавно об «экспансии на новые рынки» на предприятии даже не упоминалось. Только когда дела на ГАЗе пошли совсем плохо, там неожиданно заявили о неизвестно откуда возникших планах «покорения Америки». Но подобные кампании не разрабатываются за полгода и требуют тщательнейшего изучения рынка, которое в эти сроки попросту невозможно.
       Что же, пожелаем руководству ГАЗа успехов хоть в каком-нибудь начинании, ведь все предыдущие «грандиозные проекты» и «ошеломляющие сделки» заканчивались крахом. Но, возможно, на этот раз успеху будет сопутствовать «личная заинтересованность».
       
       P.S.
       Редакция, безусловно, готова предоставить возможность руководителям ГАЗа для ответа на этот материал.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera