Сюжеты

СУП С КОТОМ. МАТРОСКИНЫМ

Этот материал вышел в № 75 от 12 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

КАК НАВАРИВАЮТСЯ НА ГЕРОЯХ МУЛЬТФИЛЬМОВ Когда-то, а точнее в 19.. году, один не из самых толковых комсомольских писателей, а точнее говоря, Николай Машовец написал в «Литературной газете» статью с трагическим названием «Кто усыновит...


КАК НАВАРИВАЮТСЯ НА ГЕРОЯХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
       

 
       Когда-то, а точнее в 19.. году, один не из самых толковых комсомольских писателей, а точнее говоря, Николай Машовец написал в «Литературной газете» статью с трагическим названием «Кто усыновит Чебурашку».
       В статье говорилось о том, что Чебурашка вроде как космополит, не имеющий корней в России, и пора его заменить каким-нибудь русским героем.
       Прошло время, и Чебурашка, по-моему, стал более русским, чем этот скромный писатель.
       Многие конфетные, игрушечные, водно-фруктовые и другие фирмы оценили это и направо-налево стали выпускать продукцию с космополитическим названием «Чебурашка».
       И меня поражает их правовая дремучесть или крестьянская хитропопость.
       Им просто в голову не приходит договориться с автором о праве использования персонажа.
       — А что? Есть герой, надо его брать. Подумаешь, что кто-то его придумал! Придумал и отдыхай себе. Мы же его и рекламируем.
       О том, что есть авторское право на изобретение героя, что есть патенты, что автор 30 лет раскручивал героя, даже и не задумываются.
       Или делаются хитрые глаза.
       Например, в Самаре есть сеть фотомагазинов с названием «Дядя Федор».
       Под вывеской магазина есть фотокадр из фильма «Каникулы в Простоквашино» — пес Шарик бежит вдаль с фоторужьем.
       Когда мой юрист обратился к владельцу сети, тот ответил, что его в детстве звали Дядя Федор, что так зовется его фирма. И что собака с фоторужьем — это просто сама по себе собачка с ружьем, может быть, даже диснеевская.
       А о том, что его в детстве, может быть, потому и звали Дядя Федор, что уже книга была, он и не задумывается. И о том, что диснеевскую собачку тоже как-то неловко использовать, тоже не думает.
       Что ж, будем решать дело через патентную палату, через суд. Благо опыт имеется.
       Был у нас в стране такой актер на экспорт — Олег Видов. (Не беспокойтесь, он и сейчас есть, живет в Америке.) Так и он наладился налаживать производство игрушек «Чебурашка» в Японии.
       Автору — создателю Чебурашки — отводится пятая роль в договоре:
       — Раз я торгую советскими мультфильмами за рубежом, буду торговать всем остальным. Плевать мне на российское авторское право.
       А зря, мистер «всадник без головы»! Право на персонаж принадлежит у нас в стране автору. И американцы, и другие право уважающие страны очень хорошо защищают интеллектуальную собственность и исходят из законов той страны, откуда явился персонаж.
       
       Теперь попробуем распутать маленькую путаницу «персонаж-образ» на простом примере. Есть в книге и в сценарии такой персонаж — Штирлиц. Право на него имеет автор.
       Есть образ, созданный киностудией и актером Тихоновым, — тоже Штирлиц. Право на этот образ имеет студия. (В пределах договора между автором и студией.)
       Сейчас на меня со всех сторон сыплются пиратские чебурашки и матроскины. То сгущенное молоко, то детские кубики, то вышивка по канве, то игрушки с названием «Мохнатый зверек». И т. д.
       А что, это же так удобно. Назови молоко «Лианозовское № 8» — и люди будут покупать неохотно.
       Придумай свое название — «Снежинка», «Малинка», «Марусечка», «Щенок Кузя», так таких названий сейчас полно, и они забываются, едва выбросили обертку.
       А Чебурашка — вот он, всем знакомый и запоминающийся. Не зря ему рекламу делал автор десятилетия.
       Первыми пользу раскрученных героев поняли (или всегда знали) иностранцы. Они вежливо приходят, долго торгуются, составляют длинные договора, но потом очень точно выполняют условия.
       Потом потянулись и наши средние фирмы. Я надеюсь, что скоро потянутся и серьезные.
       И тогда все мелкие пиратские фирмы, которые сейчас конфликтуют только со мной, будут конфликтовать уже с крупными фирмами. А значит, они будут компенсировать большие убытки этим фирмам за девальвацию торговой марки.
       Это не угроза, это авторский ликбез.
       
       Творцов надо поощрять. Пора научиться ценить мозги и идеи. Хватит всех держать на одном сером уровне.
       Я надеюсь, право на интеллектуальную собственность заработает. И тогда...
       Чебурашка, кот Матроскин, Печкин, Колобки, пластилиновая ворона, «Радионяня», «АБВГДейка», Жаб Жабыч, Вера и Анфиса и др. герои принесут мне соответствующие их популярности дивиденды. И тогда я смогу создать новую мультипликационную студию, и целую цепь героев, и школу авторов-изобретателей.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera