Сюжеты

ПЕДАГОГИКА АНТИРЕФОРМЫ

Этот материал вышел в № 76 от 16 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Уроки Диккенса Старый Феджин, обучающий мальчишек-карманников тонкостям ремесла в диккенсовском Лондоне, спрашивал одного из своих подопечных: «Если на улице, при большом скоплении народа, ты вытащишь кошелек у джентльмена, а он быстро...


       
       Уроки Диккенса
       Старый Феджин, обучающий мальчишек-карманников тонкостям ремесла в диккенсовском Лондоне, спрашивал одного из своих подопечных: «Если на улице, при большом скоплении народа, ты вытащишь кошелек у джентльмена, а он быстро обнаружит пропажу, что надо делать?» Наивный мальчик ответил: «Бежать, правильно?» «Ни в коем случае! — воскликнул маэстро. — Самое главное — как можно громче кричи «Держи вора!»
       Сейчас у нас начата образовательная реформа, и главные противники реформы — точнее, одного из ее центральных пунктов, касающегося отмены вступительных экзаменов в вузы, — ведут себя в полном соответствии с уроками м-ра Феджина.
       
       Уроки Конфуция
       Конфуций говорил: «Увы, мир не совершенен. Если неблагородные люди будут изо дня в день говорить человеку, что он свинья, то через семь лет он захрюкает».
       Всем родителям известно: если твое чадо поступает в вуз, надо платить. Причем тем людям, которые работают в данном вузе и «знают специфику требований». Фактически люди платят за «гарантии поступления». Когда степень гарантии высока, то для престижного вуза час репетиторских занятий с доцентом — членом приемной комиссии — стоит около 100 у.е. Есть и курсы, которые продают подобную «образовательную услугу» не по часам, а целиком — за 5–14 тысяч у. е.
       Кроме того, родители и дети-старшеклассники столь же хорошо знают: требования на вступительных экзаменах в каждом конкретном вузе не имеют практически ничего общего с тем, что изучается по школьной программе и что оценки, полученные тобой в школьном аттестате, никого при приеме в вуз волновать не будут.
       К этой системе нас настолько приучили, что она кажется нам вполне естественной, и мы спрашиваем самих себя: а что, разве может быть иначе? Большинство россиян находятся в неведении насчет того, что эта дикая система есть исключительно завоевание страны победившего социализма. Ничего подобного нет ни в одной стране мира. Это завоевание ни на миллиметр не поколеблено всеми перестройками и реформами, сфера образования демонстрирует потрясающую «стабильность».
       Эта «стабильность образовательной системы» составляет предмет гордости тех, кто сегодня выпускает залп за залпом против начавшейся образовательной реформы. Один доцент вуза мне как-то сказал: «Пусть Союз распался, пусть промышленность приватизировали, пусть меняются президенты и правительства, пусть реформируют армию и медицину, а мы как принимали в вузы, так и будем принимать». И все искренне считают, что иного просто не дано. Воистину Конфуций был прав.
       
       Уроки Киплинга
       Достижения образовательной системы победившего социализма было запланировано увековечить в новых российских условиях посредством разработки и принятия так называемой «Национальной доктрины образования». Однако продвижение Доктрины шло тяжело. Тогда к январю сего года в Кремль были присланы по разнарядке от начальства 5000 образователей с мест. Пригласили и г-жу Матвиенко, и и. о. президента Путина. Доклад о Доктрине делал тов. Садовничий, ректор МГУ, председатель Союза ректоров России. Все было предложено оставить как есть, но только дать через федеральный бюджет ректорам побольше денег да увеличить срок школьного обучения до 12 лет. Разумеется, все было одобрено под бурные и продолжительные аплодисменты. Но точка поставлена не была. Акела промахнулся?
       Путин и правительство все никак не хотели подписывать Доктрину. Более того, весной Центр стратегических разработок начал разработку Стратегии реформирования образования, которая была принята в конце июня, а в конце июля правительство подписало план действий по ее реализации. Там не было ни слова про Доктрину и 12-летку, зато стояла позиция о замене выпускных (из школы) и вступительных (в вузы) экзаменов на единый экзамен. Сдал в любом райцентре единые экзамены — по их результатам зачисляйся (именно «зачисляйся», а не «поступай») в вуз.
       Более того. С неделю назад, в самом начале октября, и Доктрина была утверждена-таки. Но при этом она была полностью переписана под Стратегию. История, длившаяся девять месяцев, завершилась. Стало окончательно ясно, что тогда, в январе, Акела промахнулся. Но что же дальше?
       
       Уроки Коминтерна
       Несколько месяцев назад, в разгар вступительных экзаменов, с важного закрытого совещания по реформе образования в журналистские круги прошла «утечка». Представитель правительства сказал группе ректоров: «Все газеты пишут о репетиторстве и поборах в связи с вступительными экзаменами. Общество все больше и больше напряжено. Мы увеличим вузовским преподавателям зарплату в три раза. Но взамен согласитесь с упразднением вступительных экзаменов и введением единого экзамена». Ректоры дружно ответили: «Не надо. Хоть в десять раз увеличивайте, а на отмену вступительных мы не согласны».
       Но реформа-то подписана правительством, она должна исполняться. И вот ректоры, взращенные на музыке «Интернационала», полны мужества дать последний и решительный бой. «Весь ход реформы мы разрушим!»
       И, надо сказать, последний и решительный завязался, только у закаленных в битвах за образование бойцов не хватило пороху. На 14 ноября намечены парламентские слушания по реформе образования. Думский комитет по образованию, в котором преобладают коммунисты, удивительным образом местом проведения слушаний выбрал МГУ, вотчину тов. Садовничего. Напомним, что три года назад из МГУ вынесли предыдущий проект образовательной реформы — ногами вперед. То же хотели сделать с нынешним, не вышло. Совет Думы настоял на том, чтобы слушания прошли именно в стенах парламента. Но остается вопрос: почему коммунисты, на словах радеющие о народе (или о «населении»), здесь, в ключевом моменте, порадели не о десятках миллионов школьников, абитуриентов и их родителей, а о двух-трех сотнях ректоров? Ответ ясен. Потому что начался «последний и решительный». Коминтерновцы драться умеют.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera