Сюжеты

В ПАРИЖЕ МОСКВА ГОРИТ, НО ВЫЗЫВАЕТ ГОРДОСТЬ

Этот материал вышел в № 76 от 16 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Французская публика приветствует русскую армию Сам факт постановки «Войны и мира», громадной и труднейшей в музыкальном и сценическом плане оперы, — всегда событие. А тут наперегонки поспешили украсить ею свой репертуар Мариинский театр в...


Французская публика приветствует русскую армию
       
       Сам факт постановки «Войны и мира», громадной и труднейшей в музыкальном и сценическом плане оперы, — всегда событие. А тут наперегонки поспешили украсить ею свой репертуар Мариинский театр в Петербурге, La Scala в Милане и Opera Bastille в Париже. Только Большому театру не до того — столичные дрязги, то да се...
       Французам мало показалось одной «Войны и мира» в этом сезоне — доработанный вариант снова на выходе: в начале октября состоялась премьера «на бис»

       
       Без царя во главе доблестного русского войска, с одним только Кутузовым, опера не устроила Сталина. Советская цензура максимально сократила вторую — военную и самую главную — часть оперы. Премьера стала почти «мирной», а Прокофьеву до конца жизни так и не пришлось увидеть на сцене свое могучее творение, которое он предпочитал другим и которое создал во время войны ценой огромного напряжения.
       На премьере в Opera Bastille произошло нечто такое, что не попало в газеты, но для нас было символическим. Судите сами: сидевший на один ряд впереди нас человек со стоном закрыл лицо руками и вдруг сполз со своего кресла и забился в судорогах. Бесшумно в темноте возник врач, который при помощи двух добровольцев из зрителей эвакуировал больного. Не успел зал оправиться от этого впечатления (военные действия на сцене тем временем не прерывались), как неподалеку, в первых рядах партера, еще один обморок. Неужели французам до сих пор трудно переварить провал наполеоновской кампании в России? Или впечатлительные парижане стали жертвами «экспансии» двойной гениальной силы — Толстой плюс Прокофьев? Сцена пожара в Москве и сцена расстрела наполеоновскими солдатами русских поджигателей Москвы вызвали слезы и потрясение. Реакция парижан всегда очень непосредственна, не исключено, что вместе с художественной выразительностью сцена расстрела вызвала реминисценции с аналогичными действиями французских солдат в Алжире. Успех четырехчасовой оперы-эпопеи был оглушительным. Несмотря на позднее время, артистов вызывали на поклоны более десятка раз. Критика была уважительной и респектабельной, центральные газеты обошли все недостатки молчанием — писали только об удачах.
       На следующий день по телефону Мстислав Ростропович довольно резко критиковал музыкальную сторону постановки оперы: «Не только этому, вряд ли какому-то другому западному дирижеру вообще по зубам эта неслыханная партитура. Оркестр звучал жидко, у Прокофьева выверенная инструментовка, не надо ее «улучшать», он знал, что надо сделать, чтобы оркестр не заглушил солиста. В то же время оркестр должен был звучать, как в симфонии».
       Неловко констатировать, что артистическому директору Новой оперы Тель-Авива Гари Бертини, получившему в 1995—1996 году титул лучшего дирижера года в Италии, прокофьевские «навороты» оказались и вправду не по силам. Или партитура «Войны и мира» слишком перенасыщена трудностями даже для этого опытного дирижера, с 1996 года поставившего только в одном Париже десять сложных оперных спектаклей.
       Из всех «измов» — натурализм выбрала режиссер спектакля Франческа Замбелло в качестве определяющего стиля постановки. Она серьезно изучала философию перед тем, как сделать мировую карьеру оперного режиссера. Философичность выручала ее, когда либретто — этот эрзац великой эпопеи Толстого — ставило перед ней невыполнимые задачи, особенно во втором «военном» акте. К сожалению, приверженность постановщика натуралистическим деталям периодически превращала спектакль в театр абсурда: вообразите сочетание могучей музыкальной стихии с грохотом, который производили ружья и пушки... Замбелло пыталась использовать опыт оперных киноэкранизаций, что привело к трагикомическим издержкам. В сцене бала певцы поют, запыхавшись, одновременно выполняя танцевальные пируэты. Князь Андрей в первой же арии перенапрягает голос, стараясь «перекричать» не только оркестр, но и «шелест» листьев огромного дуба. Сегодня во всех ведущих театрах мира стараются заполучить русских певцов. В России мало кто в курсе, что произошел прорыв, что опять мы в каком-то виде искусства «впереди планеты всей», а раньше знали только кое-кого, да и то в русском репертуаре. Сейчас Ольга Бородина который сезон царит на этой же сцене в ролях французского и итальянского репертуара. Ольгу Гурякову задушили в объятиях антрепренеры Европы и Америки.
       Русские вокалисты, избавившись от пуританских комплексов советской оперной школы, опередили своих западных коллег в непринужденности поведения на сцене и быстрой адаптации к мировому репертуару.
       Ольга Гурякова очаровала не только публику, но коллег и сотрудников самого театра. Действительно, Гурякова потрясающе работоспособна, безукоризненно поет, к тому же чрезвычайно грациозна и одарена актерским талантом. Она преображается в действии. Ее Наташа Ростова поет, танцуя, плача, смеясь, взбегая по лестнице...
       А что касается басов, Россия всегда была их родиной — это общеизвестно. Север для них полезен, православная традиция их культивирует. Реже, но встречались хорошие баритоны, а сейчас наконец урожай на теноров. Но режиссер посчитала, наверное, что для исполнения ролей русских аристократов князя Андрея и графа Пьера Безухова потомки американских ковбоев выглядят убедительнее. На эти роли были приглашены американцы Натан Ганн и Роберт Брубакер. А жаль! Натан Ганн распелся только к заключительной сцене и показал высокий певческий и актерский класс. Роберт Брубакер (Пьер Безухов) малоизвестен. Его голос слегка металлического тембра звучал однообразно. Одна из богатейших оперных партий пострадала от скованности и вокальной ограниченности артиста.
       Константин Плужников, исполнитель партии Платона Каратаева, родился в Грузии и только потом стал солистом Мариинского театра и пел заглавные партии. В образ Платона Каратаева он вкладывает нечто такое, что сближает его с Юродивым в «Борисе Годунове», которого ему пока еще не удалось спеть.
       Даже Наполеон — русский бас, а что уж говорить о Кутузове и других военных персонажах оперы. Антреприза основательно изучила списки певцов Большого театра, Мариинки и Театра Станиславского: Александр Морозов, Евгений Поликанин, Станислав Швец, Леонид Зимненко, Владимир Маторин, Тигран Мартиросян, Андрей Батуркин, Андрей Славный, Юрий Шкляр, Игорь Матюшкин, наконец, Василий Герелло — Наполеон. Вот такая «басовая команда» высадилась в Национальной опере Франции! Не удалось только услышать Анатолия Кочергу. Он, единственный исполнитель роли Кутузова, в последний момент перед выходом на сцену сказался больным. Только что отпевший партию князя Николая Андреевича Болконского, Леонид Зимненко, срочно перегримировавшись, вышел на сцену прямо к знаменитой и труднейшей арии Кутузова (в Филях). Не посрамив русских басов, он все исполнил отменно вместе с заключительными нотами в контроктаве.
       Даже те наши соотечественники, которые не страдают избытком патриотизма, должны испытать его прилив по поводу этого музыкального события.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera