Сюжеты

КАК ЛИСТ ПЕРЕД ТРАВОЙ

Этот материал вышел в № 77 от 19 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В разбитной и яркой толпе современных книжных новинок редко встретишь такую, как эта, изданную дорого и неброско. Бумага бела, плотна, схвачена долговечным твердым переплетом нежно-соломенного цвета. Единственное его украшение — несколько...


       
       В разбитной и яркой толпе современных книжных новинок редко встретишь такую, как эта, изданную дорого и неброско. Бумага бела, плотна, схвачена долговечным твердым переплетом нежно-соломенного цвета. Единственное его украшение — несколько метелок мятлика по нижнему краю. Над ними — тонкий шрифт заглавия: «Жители травы». И совсем мелко над заглавием — имя автора: Дмитрий Шеваров.
       Имя, хорошо знакомое читателям «Комсомольской правды», газеты «Первое сентября» и многих других изданий, центральных и местных. Известны не только имя, но и авторский стиль, интонация Шеварова-журналиста, а теперь — и писателя. Но те, для кого книга станет первой встречей с Д. Шеваровым, могут усомниться: мол, современному представителю «акул пера» нипочем не взять высокую лирическую ноту. Тем не менее: «Такое тонкое небо! Слишком роскошное для бедных предместий... Глядя на него, не вполне ясно, где ты: в Венеции, в Ялте или на станции Агрыз? От такого неба не отказался бы ни один из самых прекрасных городов мира. А потеки на вокзальной стене — что же, они ничем не хуже венецианских... Поезд тронулся. И откуда у нас столько сил на расставания? На жизнь в разлуке? Значит, есть что-то утешающее...»
       Образы — вместо острых сюжетов, личные воспоминания — вместо критических выпадов, утонченность описаний — вместо обвинений и интриг. Это несовременно, эфемерно по сравнению с заказными убийствами, терактами, обманутыми вкладчиками, профессиональным нищенством. Впрочем... Разве кровопролитие «современнее» разлива рек? Разве зловоние бомжатника уместнее запаха листьев? Разве ресторанные загулы дольше помнятся, чем детские считалки?
       Рассказы и эссе Д. Шеварова воскрешают для нас простые истины, связывают век с веком, человека — с людьми, которые жили, живут, будут жить и тогда, когда минует очередное смутное время и мы вспомним всё. «При всей нашей среднестатистической дремучести мы в культурном и этическом смысле замыкаем карамзинскую эпоху. Еще вовсе не редки в нас сентиментальность и созерцательность... Тургеневский слог нам куда как роднее, чем нынешняя абракадабра... В наших городах и поселках, построенных с умыслом запугать и запутать, в наших пригородах с печатью нищеты и разбоя — здесь мы родились, но здесь мы чужие. А родные мы лишь улетевшим домам с мезонинами и башнями, где мы никогда не жили, да аллеям и рощам, где мы никому так и не признались в любви». Не признались... Но разве не любили?
       
       Дмитрий Шеваров. «Жители травы». Москва, «Воскресенье», 2000 год, 2000 экз.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera