Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 79 от 26 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Кого сметает убойная сила искусства На этой неделе я сделала для себя интересное открытие: телекритики, которых я иной раз читала, дабы восполнить свое невежество на ниве телевизионного процесса, очевидно, смотрят телевизор сквозь какие-то...


Кого сметает убойная сила искусства
       

  
       На этой неделе я сделала для себя интересное открытие: телекритики, которых я иной раз читала, дабы восполнить свое невежество на ниве телевизионного процесса, очевидно, смотрят телевизор сквозь какие-то неведомые мне призмы, в которых знание грязного белья этого самого процесса заслоняют саму способность видеть.
       В прошлую субботу телеящик порадовал нечастым на нынешних экранах праздником: элегантным, красочным, хорошо срежиссированным и — что уж совсем редкость — лишенным дурновкусия и попсовой дешевки. Праздник назывался «Премия ТЭФИ». Трансляция была подготовлена НТВ и стала, как многие отметили, бенефисом четвертого канала, который получил 9 из 29 бронзовых статуэток, причем, на мой вкус, в наиболее престижных номинациях, которые прежде всего требуют интеллекта и журналистского мастерства в противовес гораздо чаще встречающейся на экранах «убойной силе» ТВ.
       Можно как угодно относиться к Евгению Киселеву, но политические дебаты в его ток-шоу «Глас народа» стали безусловным событием прошедшего телевизионного сезона: ничего подобного на наших экранах не было. И не только на наших: губернаторские и президентские дебаты в США не идут ни в какое сравнение с лучшими выпусками «Гласа народа» киселевской поры.
       Можно много язвить по поводу манер Леонида Парфенова, но его «Живой Пушкин» был действительным открытием, потрясающей исследовательской и режиссерской работой, которая особенно выделялась на фоне того потока банальностей и патоки, который лился в год юбилея поэта с других экранов.
       Можно не быть сторонником «мягкой журналистики» по отношению к политикам и бюрократам, которую демонстрировала в программе «Герой дня» Светлана Сорокина, — как не являюсь ее сторонником я, но нельзя не признать, что работа Сорокиной выделялась на общем фоне, в котором уже типическим стало незнание журналистами предмета разговора с собеседниками: иной раз смотришь на экран и становится стыдно за коллег по цеху — в глазах и в речи полное невежество.
       Можно не испытывать особой привязанности к документальному кино, но «Сны надзирателя» Александра Зиненко, равно как и репортажи Михаила Дегтяря с РТВ, — редкие примеры обращения нашего телевидения к простой, обыденной, часто убогой и непритязательной жизни российской провинции, о существовании которой 90 процентов телекритиков и не подозревают.
       Наконец, что говорить: Виктор Шендерович и его «Итого» (равно как и его же
       «Куклы») — совершенно уникальные явления на нашем телевизионном экране, политическая сатира, мастерски и умно исполняемая каждую неделю на горе политикам и на радость миллионам телезрителей — если хотите, своего рода отдушина для безгласных и бесконечно уставших сограждан, которым Шендерович еженедельно сообщает: «Ребята, мы пока еще смеемся — значит, мы пока еще живы».
       Строго говоря, единственным соперником НТВ именно в интеллигентном и интеллектуальном телевидении — конечно, в рамках того, что я видела и что было отмечено ТЭФИ, стали лента РЕН-ТВ «Десять лет, которые ...» и работа сценариста Виктора Славкина в «Старой квартире» Авторского телевидения.
       Не случайно противостояние в одной номинации сериала «Убойная сила» и фильма «Мой Онегин» с Сергеем Юрским вызвало такой хохот в зале. Как фрейдистская проговорка, прозвучало объявление, что ТЭФИ взяла именно «Убойная сила» ОРТ — она не только напомнила о той роли, которую играла первая кнопка страны весь политический год, но и указала, какое телевидение будет довлеть над экранами, если их покинут профессионалы, в том числе и профессионалы с НТВ.
       Однако профессиональные телекритики (которых качество телевидения должно было занимать в первую очередь — в противном случае им не о чем будет писать, кроме того, как кто, кого и почему «бил по фене») чудесным образом профессиональных удач и не заметили, порадоваться тому, что телеакадемики, несмотря на все политические бодания, нашли в себе силы отметить мастерство, не удосужились. Напротив, выпустили массу ядовитых стрел в адрес «бенефиса НТВ».
       Не заметили: это был не бенефис. Это было горькое обращение к коллегам и телезрителям: «Смотрите, какое телевидение мы все можем потерять».
       И ведь можем.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera