Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 79 от 26 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Опять Шендерович! Ну, конечно, именно он точнее всех все сформулировал. И, получая приз телеакадемии за «Итого», заметил, что меньше всего делает юмористическую программу. «Это ТЭФИ за информационную программу, только время сейчас такое»....


       

 
       Опять Шендерович! Ну, конечно, именно он точнее всех все сформулировал. И, получая приз телеакадемии за «Итого», заметил, что меньше всего делает юмористическую программу. «Это ТЭФИ за информационную программу, только время сейчас такое». Какое время на дворе, таков мессия. Даешь в следующем году самому Шендеровичу приз как лучшему аналитику! Если время, конечно, не изменится.
       Фрагмент из «Итого», в котором наш президент шагает по кремлевским залам на инаугурацию под песенку «Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила», был единственным вызвавшим дружное скандирование зала, уставшего от 4-часового наградного марафона. Церемонии вручения профессиональных призов обязательно длинны и изрядно скучны к тому же. Тем более что энтэвэшники, организаторы церемонии этого года, заранее предупредили, что их интересуют только телезрители и телетрансляция, которую был призван оживить Леонид Парфенов, а сами телевизионщики в зале и так высидят из профессионального интереса.
       Но на исходе четвертого часа даже профессиональный интерес подыссяк. К моменту вручения «Орфея» Шендеровичу зал уже на треть поредел. Получившие своих «Орфеев» в числе первых уже давно отмечали победу в буфете. За столик, на котором возвышались два приза ростовчан (лучший оператор Эдуард Кечеджиян и лучший режиссер Александр Расторгуев), зазвали с трудом вырвавшегося с пресс-конференции земляка Дмитрия Диброва — «Гуляем, станишники!» (Как странно: сделать столько всего прорывного для нашего ТВ — от «Монтажа» до «Антропологии», — а первый свой профессиональный приз получить за лицензионную игру!). В раздевалке несколько человек из числа не получивших раздраженно грозились превратить шорт-лист в мишень для дартса. А ликующие энтэвэшники по ходу передавали своим, что после окончания всех ждут автобусы — едем праздновать! Отсутствие общего банкета для победителей (о чем уже упомянули в своих изданиях несколько моих коллег) не помешало НТВ отметить собственный праздник — 9 призов (при пяти у ОРТ и четырех у РТР, если призы считать не по производителям, а по каналам-вещателям).
       В момент триумфа руководителей НТВ мог прошибить холодный пот от ужаса — а ведь чуть было не сломали все собственными руками. Была же идея снять своих представителей из всех номинаций, обидевшись на отсутствие в тройках Максимовской и Грунского и отмену номинации «Лучшая информационная программа», в которой в последние годы традиционно побеждала программа «Сегодня».
       Результаты народного голосования на «Уandex.ru» оказались для НТВ еще более оглушительными. Проголосовавшие в Интернете отдали первенство программам НТВ в 17 номинациях из 24. Впрочем, стоит сделать поправку на то, что в нашей стране доступ к Интернету имеет достаточно узкая прослойка, в большинстве своем совпадающая с прослойкой зрителей НТВ. Кроме того, голосование в Интернете велось не по итоговым тройкам номинантов, а по всему списку заявленных работ. И в 14 случаях из 24 народная победа досталась программам, не попавшим в итоговый шорт-лист. Но это вопрос в том числе и к академикам.
       Понятно, что досточтимые телемэтры объяснят столь серьезные расхождения разницей между зрительской (потребительской) и профессиональной оценкой. Разница, конечно, есть, но... Помимо этого, есть и проблемы функционирования самой Академии российского телевидения, о которых в этом году заговорили во весь голос и наблюдатели, и профессионалы. Даже реорганизовав собственную работу (а в этом году впервые академики изначально были поделены на шесть секций по направлениям и привлекали для отсмотра присланного материала специалистов, не входящих в их академические круги), мэтры телевидения физически вряд ли смогли отсмотреть все им положенное.
       Судите сами. Только в одной из шести секций необходимо было оценить 99 (!) программ, хронометраж каждой из которых в среднем около 40 минут. 99 умножить на 40 — это 3960 минут, или 66 часов. Плюс к этому на втором этапе, когда секциями были представлены тройки номинантов, для итогового голосования академикам требовалось просмотреть еще по 50—60 программ, то есть еще около 36—40 часов. 100 часов счастья отсмотра многовато даже для обычного человека, не говоря уже о сверхзанятых академиках...
       Искренне веря в их академическую честность, рискну все-таки предположить, что программы они смотрели в лучшем случае урывками, на ускоренной перемотке или выборочно. Отсюда и такие странные тройки финалистов, вызвавшие оторопь еще несколько недель до финала.
       Реформа академии — дело будущего, пока же о субботнем прошлом. В какой-то момент показалось, что телевизионное сообщество ужаснулось тому, куда оно зашло за последний год, и старательно делает шаги подальше от пропасти взаимной ненависти, поближе к нормам сотрудничества профессионалов. Для регионалов эти нормы действительно норма жизни. Получая приз в номинации «Новости — время местное», Аркадий Майофис из томской телекомпании «ТВ-2» вывел вместе с собой на сцену непобедивших конкурентов из Красноярска и Екатеринбурга. Но, кажется, и столичные звезды решили следовать их примеру. Реплика получавшего приз за лучший сериал Константина Эрнста, что в этом сезоне достойно отработали на сериальной ниве конкуренты из ТНТ и других структур «Медиа-Моста» и жаль, что их не было в финале, порадовала куда больше, чем прошлогодний случай, когда производитель «Ментов», телесеть ТНТ, устами своего главы Сергея Скворцова прямо на сцене стала делить лавры с вещателем ОРТ в лице стоявшего на той же сцене Эрнста. А то, что на этот раз «Убойной силе» пришлось конкурировать не в своей весовой категории с новыми сериями «Ментов» или «Бандитским Петербургом», а с блистательным, но не имеющим ни малейшего отношения к мыльному жанру циклом, где Сергей Юрский читает «Евгения Онегина», так это снова вопрос к тем, кто номинировал и кто тройки составлял...
       К слову, и в столь подавляющей поддержке НТВ чувствовалось желание телевизионного сообщества расплатиться по счетам, поддержать таким профессиональным признанием компанию, гонимую властями. Знай на НТВ о грядущем успехе заранее, вряд ли стали бы превращать общую церемонию в вечер одного канала с царением на сцене только собственных звезд. Но на НТВ, скорее всего, ждали обструкции и намеревались компенсировать ее хотя бы за счет доминирования на сцене. Что жаль. Праздник-то общий.
       Вехой ТЭФИ-2000 стало и появление сразу двух дважды лауреатов в личных номинациях. Светлана Сорокина и Михаил Дегтярь получили по второму «Орфею». Сорокина — как лучший интервьюер (первый приз у нее был как у лучшей ведущей информационной программы), а Дегтярь — снова как лучший репортер. И не случайно он сравнил вес приза пятилетней давности с нынешним. В этот раз Российское телевидение, на котором он работает, официально не выставляло номинантов, и Михаилу пришлось выдвигаться самому. Впрочем, глава ВГТРК Олег Добродеев объяснял свой отказ еще и тем, что он не мог отвечать за продукцию канала, созданную без него.
       Поживем еще год, или два, или много лет... К тому времени канал Добродеева выдаст в эфир и номинирует на ТЭФИ продукцию, за которую председателю не будет стыдно. И не растратит своих позиций НТВ. А ОРТ, как обещает, явит миру свое совсем другое лицо. Информационные войны канут в Лету, и появятся номинанты в информационных разделах, не запятнанные ни «рукой Кремля», ни «джинсой», ни собственной озлобленностью. И ТЭФИ станет соревнованием хорошего с лучшим...
       Эх, жаль только жить в эту пору прекрасную...
       
       
       Владимир ПОЗНЕР, президент Академии российского телевидения:
       «Академию надо реформировать — это бесспорно. Чтобы это была профессиональная организация, подобная «Эмми» в Соединенных Штатах. Во-первых, необходимо расширить численный состав академии, во-вторых, увеличить число номинаций. Те же «Эмми» вручают и за лучший свет, и за лучший макияж. К сожалению, мы не можем пока всего этого себе позволить»

       
       Дмитрий Дибров, ведущий программы-лауреата ТЭФИ-2000 «О, счастливчик!»:
       «Признание моих скромных способностей для меня малозначимо, к тому же это не мой личный успех, это заслуга команды. Сам себе я могу сказать «О, счастливчик», потому что счастье — это равновесие внутренних и внешних обстоятельств. Это никак не связано с какого-либо рода наградами, а с тем, что я занимаюсь и получаю деньги за то, что я люблю больше всего на свете — телевидение»

       
       Владимир Молчанов, академик:
       «Какие-то результаты меня как зрителя и академика удовлетворили, какие-то — не совсем. Я, конечно, несколько смущен победой «Убойной силы» над спектаклем Юрского, хотя я понимаю, что они должны быть в разных номинациях. Я вообще воспринимаю это не как вручение призов, а как телевизионный праздник. Знаете, как раньше отмечался День печати, День радиовещания, а это — День телевидения»

       
       Виктор Шендерович, автор и ведущий программы-лауреата ТЭФИ-2000 «Итого»:
       «Мне кажется, мы по праву взяли эти восемь килограммов железа. Для меня главное — не само признание, хотя это очень важно, а чтобы не было стыдно. Благодаря команде, которая у нас сложилась, мне не стыдно за то, что мы делаем, и будем это делать дальше.
       Телевизионная академия ни в коем случае не должна быть политизированной. Снятие номинации за лучшую информационную программу — это абсолютно политическое решение. Если посмотреть на политический 1999 год, то видно, что у почтенной академии был небольшой выбор — либо в пятый раз подряд давать приз программе «Сегодня», что из политических соображений, видимо, было сочтено невозможным, либо давать двум другим каналам, которые как раз информацией не занимались, а занимались агитацией и пропагандой, а это уже совсем другой жанр. А поскольку сил признать это у академиков не было, они решили просто отказаться от номинации. Это неправильно»

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera