Сюжеты

«НАШ ЗРИТЕЛЬ ЖИВЕТ НЕ В КРЕМЛЕ…»

Этот материал вышел в № 80 от 30 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«НАШ ЗРИТЕЛЬ ЖИВЕТ НЕ В КРЕМЛЕ…» Телеканал RENTV начал вещание почти четыре года назад. С первых дней существования канал стал выстраивать собственную службу информации. Решение делать новости казалось в то время рисковым: телесеть прежде...


«НАШ ЗРИТЕЛЬ ЖИВЕТ НЕ В КРЕМЛЕ…»
       
       Телеканал RENTV начал вещание почти четыре года назад. С первых дней существования канал стал выстраивать собственную службу информации. Решение делать новости казалось в то время рисковым: телесеть прежде всего должна была тратиться на расширение территории вещания, а не замахиваться на самую дорогую и трудоемкую отрасль телепроизводства. Однако Ирена и Дмитрий Лесневские решили изначально строить полноценный универсальный канал.
       Телесеть отличается от остальных каналов не только принципом вещания, но и тесным творческим союзом с региональными партнерами. На канале начал работать проект «Совместные новости», который дает возможность широко и наиболее полноценно освещать жизнь России. Вся телесеть, в которую входят 400 городов России, работает на общее дело, на общие новости. О том, в чем принципиальные отличия сетевой телевизионной информации от традиционной московской, рассказывает главный редактор службы информации RENTV Елена Федорова

       
       — RENTV — первая телесеть, которая смогла выстроить полноценную информационную службу. Сетевое вещание подразумевает большую заинтересованность в ваших новостях жителей регионов. Как удается «координировать» столь разнообразные интересы зрителей — от Калининграда до Дальнего Востока?
       — Мы работаем с совершенно четким осознанием, что наш зритель по сравнению с большими московскими каналами — принципиально другой. Кто смотрит ОРТ, НТВ, РТР?.. В первую очередь власть имущие, администрации, «семьи». А у нас если семья — так в широком, традиционном смысле. Информационное поле больших и толстых каналов — это политика и все, что происходит внутри Садового кольца. Но информация — это намного больше. Мы, наоборот, идем от того, что Садовое кольцо — это надстройка, а не базис. Для нас основа — это социальная тематика, региональная политика, медицина, наука…
       — Насколько технический и профессиональный уровень региональных партнеров отвечает московским стандартам?
       — Естественно, пока мы не достигли уровня «Евровидения», когда полноценные сюжеты формируют блоки общеевропейских новостей. Но в перспективе мы придем именно к такой схеме. Год назад мы начали проект «Совместные новости». Первый шаг — постоянная творческая координация работы с региональными партнерами. На съезде наших региональных станций в Москве мы приняли общие стандарты производства новостей: короткие сюжеты — не более полутора минут и важное правило — рассказывать только о том, что интересно лично тебе, независимо от конъюнктуры. Каждую неделю к нам приезжают журналисты из региональных телекомпаний на стажировку. Некоторые штатные корреспонденты пришли в нашу редакцию таким путем. Но надо понимать: процесс становления информационной телесети, процесс создания единого информационного поля долгий и мучительный. Сказать, что через три месяца у нас будет уникальная информационная сеть, значит, обмануть и себя, и зрителей.
       — Но так или иначе существует общепринятая иерархия новостей: большая политика, большая экономика, международная информация… Неужели зритель воспринимает новости, если порушена эта устоявшаяся конструкция?
       — Мы можем долго спорить: идти ли от частного к общему или от общего к частному. Как работают другие и как не хотим работать мы? Сначала говорят об очень глобальном, а потом мимоходом — как это скажется на нашей жизни. Но частные вопросы: сколько будет стоить колбаса, бензин, будет ли у нас медицинское страхование — это не утилитарный подход к новостям. Это тот калейдоскоп, из которого складывается жизнь нормального человека. Он живет не в Кремле, не в Думе, его глубоко не волнует, почему один депутат лоббирует тот или иной закон, а другой против него. «Большой» политика становится только тогда, когда она затрагивает интересы людей. Если же на нашу жизнь то или иное политическое событие не влияет никак и это чисто политические игры — мы либо вообще не говорим об этом, либо упоминаем вскользь. Особенность нашего канала состоит в том, что у нас ни перед кем нет политических обязательств. И в первую очередь перед властью. Если сама власть не считает нужным объяснять какие-то свои шаги или делает это безграмотно, бестолково, непонятно — то лучше нам промолчать, чем очевидно врать и изворачиваться. Или взять освещение событий в Чечне. Можно действовать так, как делают другие каналы: сидит корреспондент в Ханкале, никуда не выезжает и озвучивает «с места» сводку ТАСС, которую до него три канала уже передали слово в слово. Мы пошли по другому пути, в котором гораздо больше смысла. Раз в месяц мы посылаем специального корреспондента в Чечню, который подробно, обстоятельно, крупным планом показывает, что там действительно происходит с армией, населением, беженцами…
       — Сегодня при том, что у RENTV есть собственная служба информации, он считается одним из самых неангажированных каналов в России. Но что будет завтра, после продажи акций канала одной из структур РАО «ЕЭС»? Изменится ли концепция вещания RENTV?
       — Вы прекрасно знаете, что «вчера» у нас тоже были акционеры. Однако сами признаете нас неангажированным каналом. Так что мы свою позицию уже отстояли. Мы даем только информацию — не участвуем в PR-акциях, пропагандистских кампаниях, не ведем войн компроматов. Кроме того, структура, которая принадлежит РАО «ЕЭС», занимается непосредственно нуждами наших зрителей. Всем интересно: будут ли завтра тепло и свет, почему отключают энергоснабжение, с чем это связано. Популярная присказка больше не работает — получается, что не во всем виноват Чубайс. Надо разделять тех, кто несет ответственность за эти безобразия: «Дальэнерго» или местный перекупщик электричества, который исправно собирает деньги с налогоплательщиков, а потом самым замечательным образом ворует, никуда их не перечисляя. Мы пытаемся объективно во всем разобраться, как делали это всегда.
       — Конфликт с вашим бывшим акционером — ЛУКОЙЛом — произошел именно из-за информационного вещания, когда вы разорвали отношения с ТСН. Почему вы без «объявления войны» вернулись к собственному производству новостей?
       — Не было ни конфликта, ни войны с ЛУКОЙЛом. В ТСН произошел кризис управления. На уровне журналистов не было никаких противоречий: те люди, которые работали в ТСН годами, теперь работают у нас. Там была очевидная проблема менеджмента, когда производящая компания пыталась диктовать условия каналу, а такого не бывает. В результате этого латентного конфликта журналисты перестают понимать, что они делают, для кого, каковы критерии их работы. Кроме того, ТСН с точки зрения экономики и здравого смысла — это перевернутая пирамида: на одну службу информации не нужны отдельная бухгалтерия, финансовая дирекция, техническая дирекция. Все эти структуры и так существуют на канале. Изначально предполагалось, что ТСН будет работать как национальное информационное агентство и что его продукт будут закупать другие каналы. Но этого не произошло. На мировом рынке существуют только два источника информации — «Рейтер» и APTN. Даже WTN не выжил. Что уж говорить о России при неразвитом телевизионном рынке… Мы догадываемся, что абсурдность существования такой организации понял и сам инвестор в лице ЛУКОЙЛа. И, возможно, он воспользовался этим внутренним конфликтом, чтобы ликвидировать ТСН.
       — Служба информации RENTV уже сменила несколько главных редакторов. Насколько сама личность руководителя влияет на уровень профессионализма в целом и на концепцию новостей?
       — Задача руководителя — устанавливать правила игры, по которым существует каждая часть общей структуры. Приход Добродеева в «Вести» показывает, что в одночасье, в месяцы нельзя ничего изменить. Люди очень инертны, они привыкли жить и работать так, как они считают нужным. Можно сменить всех корреспондентов напропалую — но это жест крайнего отчаяния. Можно собрать, перекупить всех звезд, но и это — не гарантия успеха. Звезда выдаст один материал в три дня — а у нас по пять выпусков ежедневно, и смотреть должны все, а не только тот, где выступит звезда. Надо выращивать своих… Мы стараемся помочь журналисту найти собственный интерес, собственную специализацию, обрасти связями в хорошем смысле этого слова. А разговоры о «концепции информационного вещания» — слишком абстрактные. Приход на руководящую должность Х вместо Y тут же влечет за собой новый документооборот — и все. Основа, базис — это личности корреспондентов, их позиция, индивидуальные способы подачи материала. На нашем канале процесс формирования сильной информационной сети начали мои предшественники, а я последовательно переняла эстафету. Так что мне проще, чем многим моим коллегам, — ничего рушить и строить заново не пришлось.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera