Сюжеты

В БРОНЗЕ ЕСТЬ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

Этот материал вышел в № 80 от 30 Октября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Монолог автора проекта памятника человеку ельцинской эпохи Да, любезный читатель, это я предложил поставить в Москве пресловутую «Загогулину», с чем на прошлой неделе и обратился вполне официально в Комиссию по монументальному искусству,...


Монолог автора проекта памятника человеку ельцинской эпохи
       
       Да, любезный читатель, это я предложил поставить в Москве пресловутую «Загогулину», с чем на прошлой неделе и обратился вполне официально в Комиссию по монументальному искусству, возникшую у нас не так давно на поле брани вокруг церетелиевского Петра.
       «Загогулину» — как символ расставания с предыдущей эпохой, знак примирения, воплощение надежды, что мы наконец научимся с меньшим пафосом и большей иронией смотреть на себя и свою жизнь...
       В конце концов в России едва ли не впервые за многие века произошли не скажу чтобы уж прямо выборы, но все-таки прижизненная передача верховной власти сравнительно мирным и отчасти даже демократическим путем

       
       Так или иначе, но позади остается весьма противоречивое десятилетие отечественной истории, уже именуемое во всем мире эпохой Ельцина. Для кого-то это была эпоха романтических надежд, для кого-то эпоха жестоких, трагических разочарований и крушения иллюзий, а для кого-то эпоха первоначального накопления капитала...
       Впрочем, хотелось бы наконец избежать всяческих однозначно-идеологических оценок, закрыть солидный перечень взаимных болей, бед и обид, перестать махать после драки кулаками и посылать вослед собственному прошлому восторги и проклятия... Собственно, именно в этом и состоит суть и смысл предлагаемого мною проекта установки в Москве пространственной пластической композиции «ЗАГОГУЛИНА».
       Наверное, совсем не случайно одним из самых популярных речевых клише, характерных для первого президента России, стало слово «загогулина» в сопровождении не менее характерного жеста. Быть может, именно это слово и соответствующий пространственный образ наиболее точно характеризуют не только самого Б.Н., но и всю неразрывно с ним связанную эпоху.
       
       По-моему, объявление открытого, серьезного, профессионального конкурса на лучшую «загогулину» с независимым жюри, проведением выставки проектов и широким их обсуждением, а затем установка в Москве победившей в этом конкурсе пластической композиции помогли бы нам мирно, с улыбкой проститься с этой эпохой, осмысляя ее не только этически, но и эстетически, отведя ей соответствующее место в нашей памяти, в истории города и страны.
       Одновременно установление в Москве такой загогулины, то бишь беспредметной пространственной композиции, содействовало бы разнообразию художественных решений, внедрению современных пластических форм в среду города, улицы и площади которого заполнены стоячими и сидячими, конными и пешими монументальными фигурами, а то и многофигурными композициями.
       Между прочим, весь мир на рубеже тысячелетий увлечен как раз всяческими абстрактными пластическими загогулинами, и тут-то наш экс-президент со своей авторской загогулиной оказался аккурат в эпицентре передовых художественных исканий, на гребне мировой архитектурной, скульптурной и дизайнерской моды!
       
       В то же время очевидное и легко читаемое социально-нравственное наполнение предлагаемой «Загогулины» помещает этот новый для нас по форме проект в контекст традиций отечественного искусства, где даже самая абстрактная, самая беспредметная композиция не может не нести этической нагрузки, непременно должна быть наполнена острым социальным смыслом, болью и иронией.
       Спрашивают, какой я вижу саму загогулину и где бы нам имело смысл ее установить. Вообще-то я специально в своей официальной заявке не стал предлагать ни конкретного места, ни материала, абсолютно доверившись народной фантазии и профессиональной авторской интуиции.
       И, между прочим, не ошибся. За прошедшую неделю прочитал на страницах газет, услышал по радио и увидел по телевидению множество весьма интересных предложений на эту тему. Не говоря уж о бесконечных телефонных звонках. Предлагают загогулины большие и маленькие, горизонтальные и вертикальные, в бронзе и мраморе, в виде арки над проспектом и в виде прозрачной пешеходной трубы-лабиринта, у Рублевского шоссе и на пустыре перед Боровицкой. Не забыты многострадальная Лубянка и даже все тот же церетелиевский Петр, в могучую руку которого тоже норовят воткнуть загогулину.
       
       Откровенно говоря, мне самому ближе идея с Рублевкой, где-нибудь в районе Крылатского. Пусть все ветви нашей власти на бешеной скорости с мигающе-сигналящей дискотекой на крыше пролетают каждый божий день мимо такой вот элегической загогулины. Быть может, это настроит их на философский лад и будет им напоминать, что все проходит, и власть в том числе. Что жизнь коротка, а искусство вечно. И еще целый ряд подобных общеизвестных, но почему-то быстро там, наверху, забываемых банальностей.
       
       И еще одна задняя мысль сидит во мне, когда лоббирую под «Загогулину» именно этот район. Как депутат от Крылатского, где жители активно сопротивляются попыткам на каждой лужайке этого престижного района воткнуть новый элитный дом, я тороплюсь хоть одну такую лужайку занять своей «Загогулиной». Думаю, крылатчане не будут возражать, увидев ее однажды под своими окнами: все же лучше, чем очередной застящий солнце навороченный небоскреб. А там, глядишь, и дети зимой станут съезжать с нее на санках...
       Как известно, едва ли не первым отреагировал на «Загогулину» мэр Лужков, согласившийся с тем, что «если бы мы хотели поставить памятник эпохе Ельцина, то загогулина была бы удачным решением». «Наша жизнь за последние десять лет действительно похожа на некую загогулину», — элегически заметил журналистам столичный градоначальник, объезжая в субботу дозором владенья свои.
       Там еще насчет места он пошутил не очень удачно, а вот насчет авторства я бы, пожалуй, с ним согласился. Лужков сказал: лучший автор — сам Ельцин.
       А что если действительно коронный жест, запечатленный на кинопленке, в точности воплотить в граните или бронзе? Нет, не Б. Н., а только сам жест, линию, загогулину.
       А вот вице-мэр мою идею не одобрил, сурово заметив, что на эту «Загогулину» в городском бюджете средств нет. Тут, впрочем, я бы с ним поспорил — за время депутатства в Мосгордуме довелось мне встречать в городском бюджете и не такие загогулины... А памятник можно было бы соорудить и на народные средства, по подписке. Как хрестоматийного опекушинского Пушкина или недавнего рукавишниковского Никулина.
       Тут еще прочитал в одной из газет, что помощник Ельцина наговорил про меня каких-то мелких пакостей в связи, разумеется, со всё той же «Загогулиной». Наверное, ему грезится памятник шефу даже не на коне, а на танке перед Белым домом...
       
       Впрочем, я на него не обижаюсь. Да и как обижаться на людей, которым не хватает загогулин, чтобы понять, что это вовсе не памятник Ельцину.
       Это памятник всем нам, в том числе и ему, помощнику Б.Н.
       И мэру Лужкову. А заодно и вице-мэру.
       И вам, любезный читатель.
       И мне.
       Это памятник нашим иллюзиям и прозрениям, непростому и непрямому нашему пути, памятник тому, что мы, может быть, научимся наконец с улыбкой расставаться со своим прошлым...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera