Сюжеты

НОВОЕ ИМЯ НОВОЙ РОССИИ

Этот материал вышел в № 81 от 02 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В начале ноября в Кремлевском дворце пройдут сольные концерты молодого артиста Где-то в 70-х годах ученые вывели странную закономерность: оказывается, все талантливые люди в России проявляют себя на стыке веков. Еще пару лет назад можно...


В начале ноября в Кремлевском дворце пройдут сольные концерты молодого артиста
       

 
       Где-то в 70-х годах ученые вывели странную закономерность: оказывается, все талантливые люди в России проявляют себя на стыке веков. Еще пару лет назад можно было сомневаться в этом умозаключении. Не было на горизонте людей, которые бы прославили Россию за пределами страны. И вдруг — как вспышка яркой звезды — аккурат на стыке XX и XXI веков на музыкальной арене появился человек, с которым связывают будущее нашей страны. Николай Басков — новое имя новой России. В свои 24 года он является лауреатом Международного конкурса вокалистов имени Марии Каллас в Афинах, победителем Всероссийского конкурса молодых исполнителей русского романса, лауреатом премии «Овация» в номинации «Золотой голос России», лауреатом испанского конкурса Grand Voce. Обычно скупая на похвалы западная критика слышит в его голосе всю страстность русской души, а земляки Николая сравнивают его с самыми великими певцами России — Лемешевым и Козловским.
       
       Памяти Карузо
       То, что Николай Басков — явление в музыкальной жизни России, сегодня понятно всем. Одна-единственная песня — красивейшая «Памяти Карузо» — вознесла его на вершины всех национальных хит-парадов. Вышедший вскоре дебютный альбом «Посвящение» показал, что Николай — не певец одной песни, как, увы, случается сплошь и рядом. Иногда даже поражаешься, как столь молодой исполнитель может ТАК чувствовать. Его артистичность проступает во всем. Что ни песня — то перед нами новый образ. Вот мы слышим молодого романтика, от голоса которого млеют все барышни. А вот ему на смену врывается цыганский барон, от заводного характера которого ноги сами идут в пляс. А то вдруг придет пора загрустить...
       Николай Басков создал новое направление в российской поп-музыке, соединив эстраду и классику. И это сразу поставило его «над» так называемой попсой, которая за модными звуками скрывает свой непрофессионализм. И это, наверное, послужило причиной того, что многие из тех, кому по долгу службы вроде бы надо радоваться появлению действительно настоящего певца на эстраде, стараются либо не замечать, либо, напротив, уничтожить дарование.
       Нет пророка в своем Отечестве?
       Недаром говорят: мир шоу-бизнеса очень жесток и не прощает побед.
       Казалось бы, Николай Басков занял свою нишу на российской эстраде, место, которое пустовало раньше и на которое вроде бы никто не претендует и сегодня. Однако иначе, чем войной шоу-биза с молодым талантом, не назовешь то, что сегодня творится за спиной Николая. А все объясняется просто. Появление Баскова ставит под угрозу само существование всей нашей эстрады. Нас уже почти смогли убедить в том, что голос, личность певца — это не главное. Вспомните спор одного известного продюсера, который убеждал публику, что сможет «раскрутить» любого мальчика с улицы без слуха и голоса, даже глухого и немого.
       Поколение MTV привыкло к модным звукам и трэкам, бездумным мелодиям и текстам, полному отсутствию вокальных данных. И вдруг на этом фоне появляется исполнитель, который не просто поет, а который поет ХОРОШО.
       Разве можно смириться с таким положением дел?
       Самое смешное, что шоу-бизнес пытается бороться с Басковым по своим законам. Как вы думаете, в каком «преступлении» в первую очередь обвинили Баскова люди, без фонограммы не выходящие на сцену? Конечно, в том, что прекрасный голос всего-навсего смоделирован на компьютере. И новость радостно подхватили! А ведь в дуэте с Басковым выступали Монтсеррат Кабалье и Любовь Казарновская. Сам Хосе Каррерас, послушав разок Баскова, пригласил его в Испанию на свой мастер-класс, где в течение трех недель делился тайнами певческого искусства.
       
       Алла Пугачева пришла на его концерт тайком
       О Николае Баскове так много говорили — разного и противоречивого, — что познакомиться с ним лично решила сама Алла Пугачева. Известный ценитель молодых талантов, которая ненавидит фальшь и все наносное, она пришла на сольный концерт Николая со словами, в которых явно слышалась ирония:
       «Ну покажите мне эту звездочку!»
       Прослушав всю программу, прима появилась за сценой с огромным букетом цветов в руках, а в ее голосе уже не было и тени иронии: «Где звезда?» Познакомившись с Николаем, Алла Борисовна рассказала ему, что когда-то собирала о себе все негативные статьи, — просто она считала себя бездарностью, а эти публикации вроде как утверждали ее в этом мнении. «А вот ты — талантливый, чего тебе собирать негатив?» — закончила свой рассказ А. Б. и добавила: «У тебя есть голос и голова на плечах».
       Рассказывают, что Филипп Киркоров очень ревностно отнесся к такому вниманию Пугачевой к Баскову. Когда кто-то из журналистов спросил его о том, почему давно не было его сольных концертов в Москве, Филипп с нескрываемой обидой ответил: «А зачем я вам? У вас ведь теперь есть Басков!»
       
       Главный недостаток Николая — это молодость
       Чем отличается эстрада от классики? Тем, что в классической музыке нет искусственно раскрученных звезд, «калифов на час». То, чего добивается певец в оперном искусстве, — результат долгой и плодотворной работы. А именно на классической сцене Николай Басков и получил первые овации и крики «бис». Его Ленский, с которым он выходил в «Евгении Онегине» на сцене Большого, — самый молодой за всю историю театра. И самый удачный, добавляют многие профессионалы. Не случайно ведь «Евгений Онегин» стал в последнее время самым посещаемым спектаклем прославленного театра.
       Лишние билетики начинают спрашивать за несколько кварталов от театра, у служебного входа с утра дежурят поклонницы! «Такое было последний раз во времена Лемешева», — удивляются бабушки-старожилы Большого.
       Но и тут нашлись люди, которые пытаются разбавить бочку похвал ложкой критики. Мол, у Баскова дрожат связки и вообще ему не мешало бы поучиться где-нибудь в Италии.
       «Меня в 24 года судят уже как состоявшегося певца, — сказал как-то в сердцах Николай. — Это ошибочно! Я по-настоящему могу состояться лишь лет через десять. А сейчас мне просто улыбнулась удача».
       Кстати, мудрые слова о том, что многое придет с возрастом, говорили Николаю почти все мэтры, с которыми ему удалось пообщаться. Великий тенор Хосе Каррерас с долей доброй иронии как-то заметил: «Николай, у вас есть единственный недостаток — это молодость. Но он быстро пройдет.
       Вам Бог дал многое, но это значит, что по полной программе и спросит».
       Примерно те же самые слова повторит Баскову и Муслим Магомаев, с которым нередко его сравнивают. А Монтсеррат Кабалье, когда Николай как-то попросил ее позаниматься с ним, даже удивилась: «А что заниматься? Петь надо!!! Опыт приходит с годами. Никому не доверяйте свое горло.
       Никогда!!!»
       
       «Я познаю мир вместе с Колей...»
       Иногда кажется, что вокруг Коли установлен невидимый отражающий экран.
       Любой, кто общался с Басковым, подтвердит: от него исходят такое спокойствие и надежность, которые сегодня кажутся гостями из прошлого.
       Любой другой на его месте давно махнул рукой и занялся бы классикой — благо, это получается у Баскова легко и красиво. Спасает его, наверное, ощущение того, что он нужен простым людям.
       Каждый день Николай Басков получает мешки писем со всех уголков планеты.
       Многим творчество Николая помогает выжить, он дарит людям надежду на будущее и согревает день сегодняшний.
       «Голос Николая — как живительный, очищающий дождь для души. Одного боюсь: наверное, к такому молодому таланту ревностно относятся и не дают ему развернуться во всю мощь. Очень надеюсь, что мы, благодарные слушатели, в скором будущем будем наслаждаться песнями Баскова с нового диска и поспешим на его новые замечательные концерты.
       Ирина Кузнецова, 36 лет, Новосибирск».
       «Когда по ТВ показывали телеверсию концерта Николая Баскова «Посвящение», я, листая каналы и случайно наткнувшись на него, уже не смогла оторваться от экрана, сраженная прекрасным голосом и необыкновенно гармоничной внешностью певца (это уже многим позже я узнала, что Николай Басков упорным трудом и силой воли добился такой гармонии, а тогда я просто прилипла к телевизору, наверное, как и многие другие). Мне стало интересно, что же за человек Николай Басков, чем он живет, откуда он, как добился такой популярности, какие у него планы на будущее. Конечно же, я купила его первый диск. Читала все, что только мне попадалось на глаза в прессе о своем кумире. Так, шаг за шагом, он плавно вошел в круг исполнителей, которые мне нравятся. Сейчас я, как и большинство поклонниц, с нетерпением жду новых песен, новых концертов.
       Однако я не теряю времени даром: где-то прочла, что Николай Басков одним из своих любимых писателей считает Ремарка (я раньше много слышала об этом писателе, но не читала), взяла у знакомых книжку почитать и — как это ни странно — понравилось, читала взахлеб, не отрываясь. Можно сказать, что с Николаем Басковым я познаю мир: не так давно послушала диск «Три Тенора» и внесла его в список необходимых вещей, а опера «Евгений Онегин» на сцене Большого оставила в моей душе неизгладимые впечатления. Так что спасибо Николаю Баскову за то, что он научил меня любить классику, которая постепенно стала для меня такой же необходимостью, как необходимость дышать, двигаться, спать, есть, — в общем, он открыл для меня новый, прекрасный мир. Не переставайте дарить нам тепло Вашей души, Николай!
       Ольга, Москва».
       Поистине, после таких строк нельзя хандрить, нужно дальше жить и творить. В конце концов самое главное для любого артиста — это признание людей, их овации и любовь. А не критикуют лишь бездарностей! Мы с тобой, Николай.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera