Сюжеты

ЕДИНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ И ДЛЯ НАС САМИХ

Этот материал вышел в № 81 от 02 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Дискуссия об образовательной реформе в обозримой перспективе может превратиться в общенациональную, сравнимую по своему накалу и интересу для общественного мнения со спорами о том, каким должен быть гимн России. В прошедшую пятницу...


       
       Дискуссия об образовательной реформе в обозримой перспективе может превратиться в общенациональную, сравнимую по своему накалу и интересу для общественного мнения со спорами о том, каким должен быть гимн России. В прошедшую пятницу состоялось очередное совещание Российского союза ректоров, на котором присутствовал не только «традиционный» уже для этих мероприятий министр образования Владимир Филиппов, но и вице-премьер Валентина Матвиенко. Факт безусловно отрадный, если учесть, что основной темой совещания стала реформа образования. Присутствие вице-премьера, рассказавшего о работе правительства в сфере образования и подтвердившего поддержку Белым домом и Кремлем усилий реформаторов, несколько сбило наступательный порыв ректоров. В общем, вместо битвы за реформу в пятницу состоялся лишь позиционный бой.
       Однако, несмотря на приглаженные заявления обеих сторон, острые противоречия между сторонниками модернизации образования и «оппозицией», сплотившейся вокруг ректоров, остаются. И главный камень преткновения — предполагаемый реформой единый экзамен, заменяющий дублирующие друг друга стрессогенные, экономически неэффективные выпускной школьный и вступительный вузовский. Практически все согласны с тем, что нынешний механизм вступительных экзаменов в вузы несовершенен, создает не просто благоприятные, а райские условия для коррупции. Практически все согласны с тем, что идея единых экзаменов резко повышает равенство доступа выпускников школ к высшему образованию.
       Ректоры выступают категорически против системы единого экзамена, существенно сужающей их возможности субъективно определять, достоин абитуриент поступления в вуз или нет. В последнее время главным аргументом ректоров против единого экзамена стало то, что он так же уязвим для коррупции, как существующие выпускные и вступительные. Если наше общество в целом весьма коррумпировано, если «не берет», как недавно выразилась одна уважаемая массовая газета, «только святой или ленивый», то где гарантии, что взятки, подчистки, приписки и т.п. не проникнут и в службу, проводящую задуманные единые экзамены?
       Реформаторы говорят: в этой службе будут работать госчиновники, дорожащие своим местом. В ответ звучит: все дорожат и тем не менее все берут. Утверждается, что работа подразделений этой федеральной службы должна проходить при участии общественных наблюдателей. Ответ: а где гарантия, что наблюдателей не купят? Наконец предлагается: пусть к контролю за едиными экзаменами подключится ФСБ. Ответ: а что, разве офицеров ФСБ никак нельзя подкупить? На все это можно ответить двояко.
       Во-первых, как выражался Остап Ибрагимович, полную гарантию дает только страховой полис. Вернее, может, тогда, во времена нэпа, и давал, а сегодня, мы знаем, и он не дает абсолютных гарантий. Абсолютных гарантий не бывает. Но отсутствие абсолютных гарантий никогда не препятствовало людям что-то делать. Даже авиакомпании не дают 100%-ной гарантии безопасности полетов, но ведь мы все же летаем. Во-вторых, все мы знаем, что выборы у нас в стране проходят, мягко говоря, не всегда чисто. Всяко бывает: и приписывают, и подкладывают, и берут, и под мнение начальства подстраиваются. Как говорится, и в избиркомах «кто-то кое-где у нас порой...» Но ведь из-за этого никто всерьез не предлагает отменить институт выборов! И выборы, и единые экзамены будут в среднем проходить с той степенью честности, которая соответствует в среднем степени честности общества. Каково общество, точнее каковы мы, таковы будут и выборы, и единые экзамены. Это не вопрос министра образования или, скажем, Путина — это вопрос всех нас.
       Итак, на сакраментальный вопрос — а кто нам даст гарантии? — есть в принципе только один ответ: только мы можем создать эти гарантии. Здесь, как и в тысяче других случаев, явно проступает строгая правда демократии. Заметим, учить ее урок каждый раз нелегко. Наша общественная жизнь и есть «единый экзамен» по усвоению этого урока.
       Вопрос организации выборов или единых экзаменов — вопрос не столько принципиальный, сколько технологический. На принципиальном уровне все ясно: выборы и единые экзамены проводить надо. Технологически же есть ряд способов повышения надежности получаемых результатов. Это привлечение представителей из разных структур, в том числе явно или неявно конкурирующих, участие независимых наблюдателей, электронное шифрование получаемых данных, разбиение процедуры на ряд ступеней и уровней обработки и обобщения материалов и проч. Подобные методы применяются при выборах — они вполне могут быть применены при соответствующей модификации и к процедуре единых экзаменов. Надо только захотеть.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera