Сюжеты

В ПЕПЕЛЬНЫХ ТОНАХ ГРАФИКА НЕ ГОРИТ

Этот материал вышел в № 82 от 09 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«МУЗЕЙ НЕАКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА, часть 1» (живопись и графика 1900—1940-х годов) В прозе Каверина есть эпизод: Ленинград, 1930-е годы, друг-историк подводит рассказчика к окну, чтоб показать «не двор, а воздух двора, рассеянную,...


«МУЗЕЙ НЕАКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА, часть 1» (живопись и графика 1900—1940-х годов)
       
       В прозе Каверина есть эпизод: Ленинград, 1930-е годы, друг-историк подводит рассказчика к окну, чтоб показать «не двор, а воздух двора, рассеянную, незримо-мелкую пепельную пыль, неподвижно стоявшую в каменном узком колодце. <...>
       — Память жгут, — сказал он. — Давно — и каждую ночь. ... Я схожу с ума... когда думаю, что каждую ночь тысячи людей бросают в огонь свои дневники».
       Все подлинно. Герой, глядящий сквозь дым Отечества, — Ю.Н.Тынянов. Испепеленная Россия начала ХХ века — может ли быть реконструирована теперь? Предмет деятельного интереса трех московских галерей («Ковчега», «Элизиума» и Центра Искусств на Неглинной) — уцелевшая, но почти неизвестная графика и живопись этой теневой страны.
       Найденное в семейных архивах, частных коллекциях, запасниках провинциальных музеев экспонировалось на многих выставках последних лет (вспомнить хотя бы «НЭП в русской графике 1920–1930-х гг.» («Ковчег», 1999), «Парижское кафе в русской живописи и графике» (Московский Центр искусств, 2000).
       Выставка «Музей неактуального искусства» — совместная для трех галерей. Представлены 43 художника. Многие биографические справки впервые составлены кураторами проекта. Исторического и литературного материала здесь не меньше, чем изобразительного. Информации к размышлению столько же, сколько графических свидетельств о времени.
       Раздел каталога «Краткие биографии художников» открывает «Автопортрет» Ивана Николаевцева (1902—1960): жесткий штрих, сильные и резкие черты, но нелепо и болезненно-печально лицо под мягкими, обвисшими полями шляпы. Образ советского Пьеро при галстуке, «лишнего человека» 1927 года кажется собирательным. Но это все же автопортрет... В 1934—1951 гг. автора ждала карьера главного художника «Совписа».
       ...Татьяна Грушевская (1885-1976) — воспитанница семьи известного скульптора В.Шервуда. В начале 1910-х занималась в мюнхенской художественной школе Холлоши (там же ранее учились Добужинский, Грабарь, Кандинский, Явленский). В конце 1920-х — учительница начальных классов, затем работница артели «Художественная игрушка». Никогда не оставляла искусство... Первая персональная выставка прошла в 1958 году.
       Вот ее лист — цех игрушечной фабрики 1936—1937 гг., плотные спины и мускулистые руки работниц, укладывающих в нарядные гробики коробок простоватых, как девушка без адреса, круглоглазых кукол. Конструктивистская деловитость. Экспрессионистская нищета. Нездоровая ремесленная мгла висит над косынками. Такие «Феи Кукол». Такое горе-горюшко...
       Рядом с графикой Грушевской — столь же чуждая боевитым 1930-м годам акварель Татьяны Шевченко. Снег идет, вечерний каток ЦПКиО с огнями, рупорами, лепным гипсом райцентровской балюстрады становится репликой версальских праздников Бенуа...
       ...Очень мало известно о судьбе замечательного колориста Михаила Кузнецова. Золотая медаль по разделу кустарных промыслов парижской выставки «Ар Деко» (1925) не спасла профессиональную судьбу Владимира Голицына (1901—1943). Борис Булгаков в 1930-х годах оставил свою саркастическую графику, по духу близкую прозе Зощенко.
       И так — или почти так — во всех биографиях.
       ...«Незримо-мелкая взвесь» пепла уничтоженной «другой культуры» до сих пор создает в воздухе особые оптические эффекты. Мы за давностью лет не очень верим, что когда-либо культура эта — была. Нет не только ее самой. Нет и ее мартирологов.
       А если лаконичен (потому как очень неполон) свод утраченного — инстинктивно верится, что истребленного никогда и не было.
       И жить с таким убеждением становится легче и веселей.
       Выставка «Музей неактуального искусства» ущемляет нас в этом праве человека.
       
       Московский Центр искусств, ул. Неглинная, 14.
       Со 2 по 20 ноября

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera